Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

НЕ ВЕРЬ ЗЕРКАЛАМ



Фото НЕ ВЕРЬ ЗЕРКАЛАМ  О мире Зазеркалья размышляли многие писатели, и тогда на свет рождались веселые перевертыши Льюиса Кэррола или безумные сны героев Валерия Брюсова. От них отличается повесть В.Губарева «Королевство Кривых Зеркал», которой у нас зачитывались многие поколения. Потом драматург А.Успенский написал по ней пьесу, и персонажи «Королевства» вышли на сцену.
  В Тульском ТЮЗе «Королевство Кривых Зеркал» поставил В.Шинкарев, премьера состоялась в начале марта. Основной мотив его сценографии: заркала как двери в иной мир, туда можно войти и выйти, зеркала-перевертыши, за каждым из которых стоит подслушивающее ухо или подглядывающий глаз. Костюмы персонажей стилизованы под их имена: Абаж, Нушрок, Куап, Анидаг, роскошный животный мир. Лишь костюмы девочки Оли и ее отражения решены в современном стиле, а ведь в одноименном фильме в конце 50-х годов они щеголяли в красных галстуках.
  Можно бы описать мизансцены: движение в этом спектакле как бы вскипает, вспыхивает внезапно, а потом замирает — до следующей вспышки.
  И лица следовало бы описать: одно хищное, другое подлое, третье совсем тупое. Но это в придворном мире, а есть лица, полные доброты и благородства. Некоторые из них до странности схожи меж собой, потому что бабушку и тетушку Аксал играет одна и та же актриса О.Исайкина, а девочек, «две зеркальные копии», хоть и играют разные актрисы, Н.Леонова и Т.Слышкова, но они умело копируют друг друга, эти два живых лица среди мрачного скопища полулюдей-полузверей. Здесь Р.Кондаев по-ястребиному вскидывает голову, И.Берзон шлепает вразвалку, Э.Бяшимова словно струится в своих извивающихся движениях, а А.Вешников быстро-быстро по-паучьи перебирает руками и ногами: костюмы художника-оформителя С. Мазанова помогают решению характеров.
  Об этом спектакле можно бы рассказать много, но хочется поговорить и о том, что кажется влажным не только для данного спектакля, для нашего театра, но и для детского театра в целом. «Королевство Кривых Зеркал» предназначено младшим школьникам, то есть тем, кого во все времена считали самыми трудными зрителями. Но на этот раз никаких трудностей не возникает, от начала до конца спектакль идет при постоянном контакте зала и сцены. Стоит шум, но в этом шуме нет равнодушия. Да дети и не могут быть тихими, если их интересует действие: они обсуждают, переживают, бурно реагируют на происходящее. Подобная атмосфера в зале, заполненном такой публикой, — самый верный признак «точного попадания» спектакля в возраст. Детской класски в репертуаре ТЮЗа немало, но произведения о мире, которого вроде бы и нет, всегда впечатляют, будоражат воображение. И еще один немаловажный момент: в классических произведениях чаще всего добро и зло распределены более локально, контрастно, а значит — более назидательно, чем в современных пьесах. Но ребенку, который всегда с антипатией относится к назидательности, никогда не придет в голову заподозрить такой сказочный мир в дидактике. И успех «Королевства» — это не только успех драматурга, но и режиссера, сумевшего так выстроить спектакль, чтобы внимание зрителей не ослабевало ни на минуту.
  Чего только не придумано ради этого! Уютный дом, знакомый каждому, вдруг превращается в серебристо-черную страну, где не только блеск и роскошь, но и страшные болота и ртутные рудники. Они не показаны, только приподнимается люк, и тогда вырываются клубы дыма и раздается грохот, как из преисподней. А потом оттуда появляется голодный мальчик в лохмотьях, которого Г.Бажанов играет так, что из зала доносится голосок: «Я бы ка-ак дал этому министру!» Нужны ли еще доказательства, что зрителям интересно? Ну, а актеры? Интересно ли им? Ведь выигрышного ролевого материала в пьесе не так уж много, и нужна полная согласованность и отдача, иначе уйдет нерв, и все хитроумно выстроенное здание разрушится. Но спектаклю это не грозит, актерам самим интересно его играть, а зрители смотрят с увлечением, «наэлектризовывающим» актеров.

Марина Панфилова, фото Евгения Латышева (Тульские известия 6/03/1998)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
 



^ Наверх