Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

О ЧЕМ ГРУСТИТ ТОВАРИЩ БЕНДЕР


Фото О ЧЕМ ГРУСТИТ ТОВАРИЩ БЕНДЕР  В тульской театральной афише города появилось еще одно громкое название: ТЮЗ представил премьеру спектакля «12 стульев» по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

  КУЛЬТОВЫЙ роман «12 стульев», написанный в 1927 году, экранизировали более двадцати раз, в том числе в Германии, США, Англии, Италии, Чехословакии, Польше и даже Иране. Эти фильмы у нас в стране мало кто видел, возможно даже, что они вполне удачные. Хотя трудно поверить, что их авторам удалось адекватно перевести на свои языки гениальный текст, в котором – кто-то подсчитал – 652 фразы разошлись на цитаты. А для нескольких поколений россиян, даже тех, кто не читал собственно книгу, но смотрел фильмы Леонида Гайдая или Марка Захарова, они стали кодом узнавания «своих». Решиться на постановку «12 стульев» можно было только при одном условии: наличие актёра, который сможет сыграть великого комбинатора, сына турецко-подданного, то есть Остапа Бендера. То, что в Тульском ТЮЗе есть такой человек, обнаружилось во время одного из традиционных староновогодних капустников. Тогда артисты представили небольшую сценку с участием Дениса Ляпина (Остап Бендер), Ярославны Прилепской (мадам Грицацуева) и Алексея Чукова (инженер Щукин). Попадание в образы было настолько точным, что все удивились. Тем не менее, в театре понимали: этого недостаточно для того, чтобы всерьез задуматься о создании спектакля по роману «12 стульев». В первую очередь нужно было сформулировать идею спектакля и написать оригинальный сценарий.
   – Мне, как это ни странно звучит, помогла пандемия, – признаётся заслуженный деятель искусств, художественный руководитель Тульского ТЮЗа, режиссёр-постановщик спектакля Владимир Шинкарев. – Мы сидели на самоизоляции, появилось время, и я начал писать...
  Владимир Степанович рассказывает, что ему пришлось отказаться от некоторых линий, присутствующих в книге: роман объёмный, с множеством персонажей, вместить всё это в один спектакль, а он, кстати, идёт почти три часа, невозможно. «Под нож» попали сцены, где стулья, в погоню за которыми отправились Остап Бендер и Киса Воробьянинов, отсутствуют. Жалко, конечно, но что поделаешь. При этом Владимир Шинкарёв уверяет, что к остальному вошедшему в сценарий тексту отнёсся максимально бережно.
Фото О ЧЕМ ГРУСТИТ ТОВАРИЩ БЕНДЕР   Жанр книги И.Ильфа и Е.Петрова обычно определяют как авантюрный сатирический роман, но, конечно, двух этих слов недостаточно – всё гораздо глубже и сложнее. Что касается тюзовского спектакля, здесь тоже многое намешано: комедия, фарс, пародия, но есть и элементы драмы. И, что неожиданно, – лирическая интонация, которая особенно ярко звучит в финале. И сам Остап Бендер получился персонажем неоднозначным, героем не столько комедийным, сколько лиричным...
   Спектакль стилизован под немое кино: названия меняющихся сцен возникают на заднике сцены, превращенном в большой экран. На сцене присутствует тапёр: специально приглашённая на эту роль заведующая музыкальной частью, композитор, режиссёр Тульского академического театра драмы Лариса Козлова. Её героиня Лара Боур – пародия на знаменитую эпизодическую роль Фаины Раневской из фильма «Александр Пархоменко» 1942 года.
   Действие ведут два рассказчика: модный писатель Агафон Шахов (Денис Казаков) и поэт Никифор Трубецкой (Артём Васюков).
Фото О ЧЕМ ГРУСТИТ ТОВАРИЩ БЕНДЕР   Все три артиста, экспериментировавшие с «12 стульями» в капустнике, играют тех же персонажей в спектакле. Сложнее всех, конечно, Денису Ляпину. Он человек универсальный – прекрасный танцор, балетмейстер, в этом спектакле выступает также как художник-постановщик и автор видеоряда для мультимедиа. У Дениса уже есть и актёрский опыт, однако Остап Бендер – первая действительно большая и сложная роль в его жизни. Но справляется с ней он достойно, и есть все основания считать, что с каждым спектаклем будет чувствовать себя всё более уверенно. Кису Воробьянинова играет Станислав Емельяненко – его персонаж не похож на своих «экранных» братьев, но вполне убедителен.
   Разумеется, есть в спектакле и двенадцать стульев. Конечно, не работы мастера Гамбса, но тоже очень красивые. Когда Остап Бендер и Киса Воробьянинов потрошат на сцене очередной стул, невольно расстраиваешься – жалко. Нам объяснили, что на самом деле переживать не стоит: никто не планирует уничтожать всю мебель и для каждого нового спектакля покупать очередной комплект. Придумали ход, благодаря которому и издевательство над стулом выглядит натурально, и имущество не страдает.
   У каждого театра – свои секреты...
   Спектакль «12 стульев» промаркирован 18+ и будет идти в вечернее время.

Ирина Скибинская, фото предоставил Тульский ТЮЗ (Молодой коммунар 5/02/2021)



^ Наверх