Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

О ДОЛГЕ И ПОДВИГЕ



Фото О ДОЛГЕ И ПОДВИГЕСпектакль вызывает чувство причастности к той «неразгаданной загадке славянской души», о которой часто говорят западные психологи. Разгадать эту душу дано далеко не многим.

 

  Автор пьесы «Нашествие», поставленной тульским ТЮЗом, Леонид Леонов, лауреат Ленинской премии - как раз талант из счастливых: ему удалось и «разгадать загадку», и вместе с тем показать, что в истории народа бывают моменты, когда подъем духа, борьба за свободу Отечества определяют поведение людей - и нет в этом никакой мистической тайны.
  Театр особо акцентирует внимание именно на этом моменте, внимательно всматриваясь в состояние, которое переживают советские люди в период фашистского нашествия. И взволнованный разговор со зрителем идет со сцены не о собственно нашествии, как таковом, а скорее о том, что происходило «в нашествие» в душах людских, что определяло их поступки, в чем истоки героизма.
  Говорить об особенностях этого спектакля - значит говорить об удачах его. Это, прежде всего, Федор Таланов в исполнении артиста В.Жакова. Характер драматический, он в финале обретает героико-трагедийное звучание.
  Тюзовцы поставили спектакль о Федоре Таланове для нынешних сверстников Федора. Не потому ли после спектакля шел в театре взволнованный разговор. Студенты, школьники, молодые рабочие высказали немало мнений о том, что их больше всего затронуло в судьбе Федора. Самое главное, что оценили зрители: Федор выполнял свой долг, но менее всего думал о том, что совершает подвиг.
  Надо оказать, такое осмысление художниками темы героизма закономерно. Сейчас, спустя , 30 лет со дня Великой Победы, особенно важно подчеркнуть, что наша Победа - это не просто порыв героизма, а прежде всего результат прочности убеждений в силе и верности наших идей, что истоки героизма лежали в последовательном и неуклонном исполнении людьми глубоко осознанного своего долга. И, как видим, эта мысль точно воспринимается аудиторией, современными сверстниками тех, кто совершал подвиги, выполняя свой долг.
  Заслуга режиссера-постановщика спектакля Галины Кондрашовой, художника Николая Кузнецова, композитора Генриха Гиндеса в том, что они ставили спектакль о долге и подвиге не только как дань историческому прошлому, но и как осмысление тех событий с точки зрения сегодняшнего дня, видели минувшее глазами нынешнего поколения.
  В новом спектакле ТЮЗа, посвященном знаменательной дате, особо высвечивает весь спектакль тема памятника Федору. Она объясняет отношение театра к тем далеким событиям. Еще и еще раз заставляет обратиться внимательнее к судьбе Федора, понять, что было главным в нем - в этом очень непростом и таком обычном парне. Родная сестра говорит ему вначале: тюрьма все в тебе вытравила... Он и вправду, «вчистую вышел», через болото тысячеверстное трассу вели. И как ему теперь жить, сыну известного доктора Таланова, всеми уважаемого; ему, которого бесталанным зовут и который теперь, в решительный момент, не может шинель солдатскую надеть по причине болезни.
  Смятенность эту скупыми верными штрихами рисует артист В.Жаков. Но сначала, чтобы защитить себя от жалости родных, чтобы не раскиснуть, Федор Таланов бывает груб, юродствует. И возвращение блудного сына идет под аккомпанемент: «шут гороховый!», «чего зубы-то щеришь», «оглянись, Федя» и т.п. Но под внешней сетью отношений артист сумел показать, что о главном он молчит и скажет, когда черед его придет. Он неуживчив, громких слов не любит, но «смерти не боится, три года с нею в обнимку спал». Такова «красная строка» роли. И потому так естественно воспринимается кульминация в развитии характера Федора. Он поступает как человек мужественный, принявший единственно верное решение. Непреклонная убежденность в правоте своего дела, в неотвратимости справедливости и добра и делает его героем. Он пережил много страданий и боли. II теперь, поднявшись над личной обидой, пришел к обретению себя.
  Заслуга театра в том, что показан юноша обычный, так похожий на нынешних, которые понимают подвиг их сверстника в годы войны и всей силой сердец своих хотят следовать высокому примеру мужества, благородства, идейной стойкости.
  Спектакль о самом главном в жизни молодежи: о месте человека - ищущего, страстного и сложного - в непростом очень мире. О человеческом достоинстве.
  Героем спектакля стал народ. Собирательный образ его создается образами народного мстителя Федора, лектора Таланова - арт. А.Катков, жены его - арт. 3.Леонтьева, Ольги - арт. Н.Полицан, Колесникова - арт. В.Тюкин.
  Одна из особенных удач спектакля, пожалуй, Аниска - крестьянская девчушка. Артистка Н.Жакова на соотнесении комической и трагедийной сферы строит характер своего персонажа. У нее поначалу так и светятся глаза, горят с холоду щеки, такая пугливая свежесть сквозит в движениях. Не по росту сапоги, коротко ситцевое платье. Речь - простодушная, наивная, с характерными оборотами.
  Все это создает облик одного из «детишечек», пропахших дымом пожарищ. Эти «детишечки при ней, многострадальной русской бабе, что сгорбилась у лесного огнища». Чистое, светлое создание, забавное и наивное, «сколок» самой природы - такой Аниску рисует актриса. Тем более потрясает трагический исход в судьбе этой девочки.
  И о тех, кого ветер войны поднял как клуб смрадной пыли, повествует спектакль. Предатель Фаюнин в исполнении арт. Ю.Ратникова - сильный, хитрый, со своей философией (лишь бы все крыто), с застарелой ненавистью к Советской власти. Но вместе с тем понимает, предчувствует: «Россия - это, брат, такой пирог, что, чем более его ешь, тем более остается».
  Впечатляют и образы тех, для кого "деньги - условный знак мирного времени", и таких, как Кокорышкин. Артист В.Бугаев особое усердие сделал стержнем характера своего персонажа. Это «муха», которая хочет быть «слоном», но, как и всякая муха, издыхает: попалась под руку, назойливо погудела, и - хлоп - нет уже.
  ...Германская раса, как в бутылку запертая славянами в старой тесной Европе, вышибла пробку и стремительно потекла на восток... В такую тогу облекает, ярый фашизм некто Мосальский (арт. Ю.Шестерень). Но отвратительный джинн варварства на русской земле недолговечен. Смертельная борьба двух миров - человечности и жестокости - заканчивается победой добра и справедливости. Торжественно звучит песня о России. И как знамение в финале спектакля, слова Ольги (арт. Н.Полицан) о только что убитом Федоре; «Он вернулся... Он рядом стоит. Он снова твой, мама!»
  Да, он вернулся. Он жив. Такие не умирают в памяти народной никогда.

Л.Морозова (Молодой коммунар 15/05/1975)



^ Наверх