Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ОН ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ ДЕТЕЙ



Фото ОН ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ ДЕТЕЙК 65-летию Тульского ТЮЗа

 

Константин Васильевич Шарыгин, уроженец города Иваново-Вознесенска, выпускник Высших театральных мастерских имени Щепкина (так называлось в 30-е годы театральное училище Малого театра), в пору своего обучения часто видел на прославленной сцене Малого театра его корифеев: Е. М. Садовскую (свою преподавательницу), П. М. Садовского, М. Климова, А. И. Южина-Сумбатова, А. А. Остужева, А. А. Яблочкину, В. Н. Рыжову, Н. К. Яковлева, В. Массалитинову, Е. Н. Гоголеву; иногда участвовал в массовках на сцене Малого театра или его филиала на Таганке.

 

  Впервые заговорил на сцене как слуга Кучумова в пьесе А. Н. Островского «Бешеные деньги». Став артистом, Шарыгин играл в Кинешме Ивановской области, Вятке, Златоусте, Коврове. Службу в театрах этих городов рассматривал как свою «среднюю школу актерского мастерства».
  В 1935 году Шарыгин приехал в Тулу, где стал актером драмтеатра имени Горького. С этого времени жизнь и сценическая деятельность Константина Васильевича была неразрывно связана с Тулой. В городе славных умельцев-оружейников Шарыгин 40 лет прослужил Мельпомене, получил звание заслуженного артиста РСФСР.
  В 1969 году Шарыгин перешел в ТЮЗ. По этому поводу он писал: «35 лет проработал я на взрослой сцене в Туле — и вот ушел в театр юных зрителей. И знаете, не жалею! Очень люблю детей. Чтобы играть для ребят, нужно быть молодым. Играть надо еще правдивее, еще точнее, чем для взрослых. Ведь они очень доверчивы и очень умны — сразу чувствуют, когда артист «притворяется». Если выходишь на сцену, положим, в роли волка, то уже будь точно волком; играешь солнце — будь любезен, становись солнцем. И это очень ответственно, потому что дети впитывают в себя все: и твое доброе слово, и злое, на все реагируют всерьез, на всем учатся.
  Играю я предателя Глотова в пьесе о Саше Чекалине и стремлюсь в ребятах вызвать ненависть. Думаете, это очень приятно, когда тебя ненавидят дети? Такова уж актерская судьба... Зато и любят ребята по-настоящему, всей душой — и так радостно от этой любви».
  В составе труппы ТЮЗа Шарыгин находился с ноября 1969 г. по апрель 1974-го, сыграл в спектакле «Последние» (по Горькому), «Остров сокровищ» (по Стивенсону), инсценировке М. Рощина «Сорок первый» (по Лавреневу), «Таланты и поклонники» (по А. Н. Островскому), «Твой сын» (по пьесе Н. Парыгиной и Р. Соколова), «Недоросль» (по Фонвизину), «Не беспокойся, мама» (по Н. Думбадзе), «Свой остров», «Неравный бой» по В. Розову), «Парадный вход» (по Алешину), «Волынщик из Дракониц»...
  В центре спектакля по пьесе М. Горького «Последние» Шарыгин, следуя авторскому замыслу, создал многогранный образ хозяина дома Ивана Коломийцева, у которого уже нет никаких нравственных устоев. Он низок, продажен, циничен. Трусость и бесхарактерность еще более усиливают его жестокость.
  В трактовке образа Коломийцева К. В. Шарыгина убедительно звучала мысль о моральном разложении чиновников государственного аппарата и обреченности старого мира, породившего этот аппарат.
  В роли Стародума из пьесы Д. Фонвизина «Недоросль» Шарыгин избежал опасности своего героя только добрым дядюшкой. Монологи актера были целенаправленны по своей социальной сути, поднимали героя над остальными действующими лицами спектакля. Его Стародум гневно разоблачал «злонравия достойные плоды».
  Только на первый взгляд чудаковатый, немного сентиментальный, всю жизнь отдавший театру бутафор и помощник режиссера Мартын Прокофьевич Нароков (арт. К. Шарыгин) в пьесе А. Н. Островского «Таланты и поклонники» понимает весь трагизм положения Негиной, искренне сочувствует талантливой актрисе.
  Высокохудожественно, эмоционально раскрывал Константин Васильевич сложный образ своего героя. Пусть иногда риторично и резонерски звучали его реплики и монологи, но за ними ощущалось биение сердца настоящего человека, горячая любовь, к театру, красивая человеческая душа, глубокая симпатия к таким, как Негина.
  В заключительной сцене смело и вдохновенно, наперекор всем недругам, звучали пылкие слова Нарокова, обращенные к Негиной: «Александра Николаевна! Первый бокал за ваш талант. Я горжусь тем, что заметил его. Талант есть лучшее богатство, лучшее счастье человека!»
  За исполнение роли Нарокова на Всероссийском смотре спектаклей ТЮЗов страны в ознаменование 150-летия со дня рождения А. Н. Островского Константин Васильевич Шарыгин был награжден Дипломом 2-й степени.
  Мастерски сыграл артист человека трудной судьбы Григория Степановича Галкина в спектакле по пьесе В. Розова «Неравный бой». Умный, прозорливый, по-настоящему думающий о несостоявшейся счастливой жизни, его Галкин был очень убедителен в каждый момент своего пребывания на сцене. Движение его мысли, внутренние переживания и сдвиги, совершавшиеся в душе героя, раскрыты артистом глубоко и эмоционально.
  В спектакле по пьесе грузинского драматурга Н. Думбадзе «Не беспокойся, мама» Шарыгин исполнил роль деда Исидора Джакелии. Его герой убедительно точен. Старый человек по-настоящему вспыльчив и суров, когда дело касается человеческой совести, готов немедленно ринуться в бой за справедливость на земле, не вдаваясь в подробности усложненных человеческих отношений. Все в этом образе выверено до мелочей, начиная от старческой походки до непосредственности возмущения горца людской несправедливостью.
  В спектакле по пьесе М. Светлова «Двадцать лет спустя» К. В. Шарыгин весьма похвально исполнил главную роль — поэта. Названный спектакль был показан на гастролях ТЮЗа в Смоленске в 1973 году. Местная газета «Смена» писала: «Артистов, занятых в спектакле «Двадцать лет спустя» по пьесе лауреата Ленинской премии М. Светлова, немало, но вся пьеса воспринимается как монолог основного действующего лица — поэта. А точнее — это монолог его памяти, которая «населена» незабвенными сердцу друзьями, окутана утренней дымкой легендарных годов... Хороший спектакль показал Тульский театр юных зрителей. Как стихотворение, как песня!»
  В 1971 году ТЮЗ показал своим юным зрителям спектакль по пьесе известной тульской писательницы Н. Парыгиной и режиссера театра Р. Соколова «Твой сын» о юном партизане, Герое Советского Союза, комсомольце Александре Чекалине, повешенном гитлеровцами 6 ноября 1941 года (в 16 лет) на площади города Лихвина (ныне — г. Чекалин).
  Шарыгин исполнил в пьесе роль негодяя Глотова (сильнее, чем актеры, исполнявшие роли положительных героев).
  ...Артисты проживают много жизней. Константину Васильевичу довелось играть роли прекрасных людей, негодяев, отщепенцев, мерзавцев, приспособленцев, хищников, предателей, но он всегда оставался подлинным гражданином и художником своей страны. Диапазон сыгранных им ролей огромен, богата его актерская палитра, много в ней было разнообразных красок, цветов и оттенков. Мастерство перевоплощения, глубина проникновения в образ, оригинальность трактовки образа — все это органично сочеталось в Константине Васильевиче Шарыгине, подлинном мастере сцены.
  В апреле 1974 года Тульский ТЮЗ отметил 70-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности К. В. Шарыгина..

Сергей Рассаднев (Тула вечерняя 26/09/1996)



^ Наверх