Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА ТЮЗа



Фото ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА ТЮЗаОт бывшего актера ТЮЗа Н.Н.Мелиоранского я узнал, что детский театр в Туле был основан В.В.Истоминым-Кастровским — в то время ведущим актером и режиссером Тульского драматического театра. Мне очень захотелось встретиться с этим человеком, и я отправил ему в Ленинград письмо с приглашением побывать в Туле.

 

  Несмотря на преклонный возраст (Владимиру Владимировичу 79 лет), он охотно согласился приехать в город своей молодости, чтобы повидаться с коллегами по театру юного зрителя.
  Истомин-Кастровский привез с собой первые афиши театра, фотографии, справки, поделился воспоминаниями о том, как рождался Тульский театр юного зрителя.
  Владимир Владимирович — представитель третьего поколения артистической семьи. Артистами были его дед, отец, мать. В гражданскую войну В.В.Истомин-Кастровский был руководителем и режиссером театра при Первом Красногусарском полку, в составе фронтовой труппы 52-й стрелковой дивизии выступал перед бойцами Каховки. После окончания гражданской войны работал в театрах Украины и Белоруссии.
  В 1925 году вместе с матерью он приехал в Тулу. Помимо своей деятельности в Тульском драматическом театре. Истомин-Кастровский руководил художественной самодеятельностью клуба «Красный оружейник», организовал «Молодой рабочий театр» (МРТ), преобразованный потом в театр юного зрителя.
  — Туле нужен специальный педагогический детский театр. Помогите мне его создать, и он станет верным помощником школе в воспитании подрастающего поколения, поможет борьбе за культурную революцию,— с такой просьбой Владимир Владимирович приходил в отдел народного образования и горком комсомола.
  Молодого, энергичного театрального деятеля поддержали. Истомин-Кастровский подобрал творческий коллектив. Старая театральная афиша сохранила имена артистов, стоявших у истоков детского театра. Вот первый состав: А.А.Алексеева, Б.И.Басевич, С.Дагаев, С.Ефремов, В.С.Ларин, В.М.Маликов, Н.Н.Мелиоранский, Т.Н.Наумова, заслуженная артистка РСФСР О.С.Островская, А.В.Пильх, М.Н.Рунич, В.М.Павлов, С.К.Соколов, В.В.Суворов, В.Ф.Светин, В.М.Трофимов, М.В.Матвеева, А.А.Игнатова.
  У театра были директор (А.Матвеев), два художника (С.Кузнецов и М.Никулин), балетмейстер (Понятовская), свой композитор (заведующий музчастью А.А.Боровик). Не было главного — помещения. Где придется играть, еще не знали. Но трудились упорно, вдохновенно. Все были молоды, влюблены в сценическое искусство, беззаветно верили в будущее театра.
  Более месяца собирались на втором этаже дома №36 на углу улиц Советской н Красноармейской. Дважды в день и на самодельной сцене репетировали первую пьесу для маленьких туляков.
Гороно и московское отделение управления театрами (МОУТ), в ведении которых находился новый ТЮЗ, внимательно следили за его первыми шагами.
  ..Открытие состоялось 8 ноября 1931 года, в воскресенье. Город праздновал четырнадцатую годовщину Октября. Уже в одиннадцать часов, за час до начала спектакля, у драмтеатра на улице Коммунаров собралась шумная толпа ребятишек. Они жались к дверям, нетерпеливо заглядывая внутрь.
  Зал драмтеатра оказался переполненным красногалстучным народом. На театральном занавесе — яркая тюзовская эмблема: пионер с горном.
Раздались удары гонга, и из-за занавеса вышел красивый молодой человек — это был Истомин-Кастровский. Он поздравил детей с открытием театра, назвал спектакль, который они увидят, рассказал о людях, которые его готовили, объяснил, как дети должны вести себя во время представления.
  Наконец, занавес открылся. Публика замерла в ожидании. Вдруг на сцену вышел артист и объявил:
  — Начать спектакль не можем.
  В проход зала выбежала девчонка и крикнула:
  — Почему это?
  Ребята-зрители зашумели на нее, стали дергать за косички, щипать, кто-то влепил ей «леща» — мол, не затевай скандала! Уметь же надо вести себя в театре!
  Но девочка-«почемучка», чуть не плача, решительно пошла на сцену — это была артистка Саша Пильх.
  Актер, печальный вестник, продолжал:
  — У нас пропал мальчик. Давайте организуем погоню и освободим его.
  ...И представление по пьесе Н.Шестакова "Путь далекий" началось. Это был очень интересный спектакль. Живой, веселый, оригинальный. По-настоящему детский. Актеры по ходу действия разговаривали со зрителями, между ними установились самые дружественные отношения. Зрители пришли смотреть и слушать, но неожиданно превратились в активных участников того, что происходило на сцене.
  Когда погоня за похитителями мальчика увенчалась успехом, все актеры вышли на сцену и спели песенку, кончавшуюся такими словами:
 

Мы готовы играть до утра.
Плыть морями к намеченной цели.
Пусть это будет только игра.
А не на самом деле.

 

  Смолкла песенка. Опустела сцена, однако зрители оставались на своих местах и долгими дружными аплодисментами вызывали полюбившихся артистов, скандировали:
  — Спа-си-бо! При-дем пять! Спа-си-бо!
  Актеры обнимались, поздравляли друг друга.
  За первым спектаклем последовали новые работы: «Мы виноваты» (для взрослых) Е.Галати. «Изобретатели» А.Бонди и другие. Играли и репетировали по прежнему, где придется: в здании 2-й школы (теперь пединститут им. Л.Н.Толстого), в 6-й, 8-й и многих других школах города, в театре «Аполло» (угол Каминского и Ф.Энгельса), на сцене клуба «Красный оружейник», в помещении театра «Олимпия» (летний театр в Кремлевском саду) в парке, в пионерских лагерях. Лишь в 1936 году кочевая жизнь ТЮЗа окончилась. Ему отдали здание бывшего Народного дома, где он и находится в наши дни.
  За три года до этого памятного события, в конце 1933 года Истомин-Кастровский уехал из Тулы в Ашхабад. Затем Владимир Владимирович работал в Тюмене, Омске, Чите.
  В.В.Истомин-Кастровский — автор литературного монтажа-обозрения «В гостях у Ивана Грозного» и четырех пьес: «Пионер Павлик Морозов», «Даурия» (совместно с романистом К.Седых), «Затемнение в Гретли» (в соавторстве с И.Агеевым) и «Запазушный враг». За время своей режиссерской деятельности Владимир Владимирович поставил множество спектаклей по лучшим произведениям советской драматургии.

С.Рассаднев (Молодой коммунар 26/07/1979)



^ Наверх