Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ, ИЛИ ТАМ ТЕПЛО, ТАМ ЯБЛОКИ



Фото ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ, ИЛИ ТАМ ТЕПЛО, ТАМ ЯБЛОКИ  С 25 октября по 6 ноября Тульский театр юного зрителя гастролировал в Таджикистане, в городе Душанбе, на сцене Государственного Русского театра драмы им. В.Маяковского. Несомненно, это значительное событие и в истории театра, и в истории Тульской области: наши за границей, при этом их выступления проходили просто с оглушительным успехом, под крики "браво" и охапки цветов.

  Вначале было слово

  Точнее - соглашение, подписанное министерствами культуры стран СНГ и Балтии об обмене культурными программами, и в рамках этой акции через Театр Наций в Москве наш ТЮЗ получил приглашение поехать в Таджикистан во время готовящихся там Дней России. Театр уже двенадцать лет не был на настоящих гастролях, случались обменные в Орел, в Брянск с парой спектаклей, а тут - поездка на Восток. Но когда были выделены средства, получена поддержка от Министерства культуры РФ, от департамента культуры Тульской области, на всех словно живой водой брызнули: едем! Ехать, разумеется, захотели все, вплоть до вахтеров и секретарши Натальи, что было явной утопией: везли четыре спектакля и набиралось 32 человека, помножим все это на стоимость билетов на самолет, прибавим сумму за провоз реквизита - вах-вах, какая цифра получается! Оставшиеся не обижались: лишь бы наш театр о себе заявил - в ТЮЗе все патриоты.

  Приходить в театр в дни подготовки к поездке было делом безнадежным: трещали телефоны и калькуляторы, шел обмен факсами с Министерством культуры, решались глобальные и мелкие бытовые задачи и внятно произносилось лишь одно слово:«Гастроли!». Которые, кстати, чуть не сорвались, когда пришлось столкнуться с тульской таможенной службой: выяснилось, что на провоз реквизита пойдут все средства, выделенные для поездки туда и обратно, потому что даже за пустячное сценическое платьишко стоимостью в пятьдесят рублей придется заплатить пошлину рублей в пятьсот. Актеры уже готовы были понадевать все на себя, изобразив кочан капусты, а реквизит везти, держа на коленях, но опять выручило Министерство культуры: в Москве предусмотрены исключения для подобных пассажиров, и все опять вздохнули спокойно. Потом были вокзальная суета, шум и водоворот столичного аэропорта, парение над облаками и приземление в стране вечного лета, при температуре воздуха за бортом +25°. С наслаждением окунулись туляки в тепло.

   Душанбе

  Название этого города переводится как «понедельник»: когда-то именно по понедельникам на этом месте проходили восточные базары, потом возникло поселение. Но днем тяжелым этот Понедельник назвать нельзя, он яркий, чистый, праздничный, пропахший розами и пряностями. Там солнечный свет льется с неба, забыв, что наступила осень, на базарах лежат горы фруктов, медово пахнут дыни, янтарем светится виноград, а ведро клубники стоит всего 90 рублей. Но - все на свете относительно, и если даже для, скажем так, не слишком богатых тульских актеров эта цена казалась небольшой, аборигены не могут позволить себе есть клубнику ведрами: средняя зарплата у актера или музейного работника в Душанбе - от 6 до 10 самани, то есть 60 или 100 рублей. И наши ребята впервые почувствовали себя богатыми людьми.

  Там дешево стоят восточные лепешки - плоские, которые пекут в особых печах, в основном люди ими и питаются. Но не ропщут, говорят только одно: «Войны бы не было...». Потому что война там была совсем недавно, жестокая, гражданская, с БТРами, убийствами, казнями, комендантским часом. Мы об этом лишь слышали из сводок новостей, а люди пережили весь этот кошмар и потому радуются сейчас простым радостям: чистому небу, горячему хлебу - всего два года прошло со времен тех событий. И потому к нашей 201-й дивизии и к «погранцам» там относятся как к спасителям, а о времени, когда был СССР, вспоминают как о «золотом веке». 80% дохода страны составляют те перечисления, что поступают от уехавших на заработки в Россию и в другие страны. Есть там и «новые таджики»: малиновых халатов не носят, но на «мерсах» разъезжают, но их немного. Между прочим, восточные халаты - чопаны, а также тюбетейки и пояса подарили художественному руководителю ТЮЗа В.С.Шинкареву и директору Б.С.Карцеву, как двум аксакалам: Борису-ака и Владимиру-ака. Впрочем, и ко всем там очень уважительно относились, и публика ломилась на спектакли, хотя билет стоил 2-3 самани.

   Моменты творчества

  Когда на пресс-конференции в Туле Владимира Степановича Шинкарева попросили охарактеризовать эти гастроли одним словом, он ответил: «Тепло». Тепло климата, улыбок, зала, хозяев - труппы Государственного Русского театра. А Борис Сергеевич Карцев добавил, что там они почувствовали себя не только богатыми, но и популярными, словно Большой театр на гастролях в Париже: в зал буквально ломилась публика. Зал на 350 мест каждый раз оказывался переполнен, и директор душанбинского театра задолго до спектакля запирался в своем кабинете от контрамарочников, и были звонки из администрации, даже из правительства, были патетические вопли контролерш: «Ну куда их всех сажать!» В ход шли приставные стулья, скамейки, двери захлопывались перед напором толпы, а чувствительные душанбинские барышни, обманутые в ожиданиях попасть на спектакли туляков, случалось, рыдали.

  Причин такого ажиотажа было несколько. Во-первых, Таджикский национальный театр несколько лет не работает - ремонт, а Театр оперы и балета дает от силы 10 спектаклей в год - труппа разбежалась. Есть молодежный театр, где труппа так стара, что два тульских аксакала вполне могли бы играть принцев, и есть театр кукол, но их спектакли всем давно известны. Во-вторых, долго не было гастролеров из России, с «большой земли». И в третьих, наш ТЮЗ - театр сильный и высокого уровня. Потому что никакое затишье в культурной жизни не заставит публику ломиться в зал, если заезжие гастролеры выдают явную халтуру: устные тамтамы разнесут вести быстрее любого радио.

  Публика на спектакли приходила самая разная, взрослые и дети, русские и таджики. «Ромео и Джульетта» и «Тринадцатая звезда» - спектакли более серьезные, «Пеппи Длинный чулок» и «Щелкунчик и Мышиный король» - детские, и ребята реагировали на них точно так же, как и в Туле и вообще везде: хохотали, кричали. А потом долго аплодировали и несли на сцену букеты, букеты. И актеры, вдохновленные таким приемом, играли на едином дыхании все гастроли. И были совершенно счастливы, еще раз осознав необходимость и востребованность актерской профессии. Особенно важно это чувство было для молодежи. Старейшины театра - И.Берзон, С.Исмангулов, О.Исайкина, И.Небольсин, Е.Небольсина, И.Лучихин, Е.Трубицына, В.Силко, И.Тюрин - свою преданность ремеслу доказали годами работы на сцене.

  В Душанбе играли по два, а то и по три спектакля в день, не чувствуя усталости, причем вечерние спектакли начинались в 14.00 по местному времени - отмена комендантского часа случилась совсем недавно. 7 ноября был праздник - День таджикского театра, и, хотя гастроли уже завершились, туляков попросили сыграть внеплановый спектакль «Ромео и Джульетта». Но уже начался пост Рамазан, а в спектакле есть откровенная сцена - танец любви меж юными героями, и были долгие колебания, оставлять ее или убрать: ведь в эти дни, как только рассветет "и белую нитку можно отличить в дневном свете", мусульмане не едят, не пьют, молятся. Сцену оставили, и приняли ее не просто хорошо - целомудренно, таково уважение к искусству.

  После бала

  Сейчас все вернувшиеся из поездки туляки еще благодушны, они под впечатлением увиденного, пережитого, им еще чудится мускусный запах роз на улицах, а со щек не сошел загар. Они готовы рассказывать и рассказывать, как по-доброму к ним отнеслись и местные власти, и Посольство РФ в Таджикистане: третий советник посольства Максим Алексеевич Пешков, внук Горького, лично встретил их в аэропорту, проводил до гостиницы. Их опекали все, вплоть до актеров-хозяев, стремясь продемонстрировать восточное гостеприимство сполна.

  Кстати, намеченная декада Дней РФ пройдет только с 26 ноября: ее перенесли, потому что в Душанбе разыгралась эпидемия брюшного тифа, а отважные тюзовцы ничего не побоялись, и господин Пешков лишь напутствовал их, чтоб не забывали мыть ручки перед едой и так далее, но, по счастью, никто не заболел.

  В Душанбе произошла еще одна неожиданная и радостная встреча ТЮЗа ... с губернатором Тульской области В.А.Стародубцевым, который был в Таджикистане на совещании по агросервису стран СНГ. И Василий Александрович, который ранее уже подписал все бумаги для выделения театру средств для капитального ремонта отопления, обещал и впредь помогать. И потому все тюзовцы сейчас в абсолютной эйфории, верят в чудеса, в то, что в жизни, как и в их спектаклях, все непременно должно быть хорошо. А еще - в себя, в этом им помогли укрепиться прошедшие гастроли, радость от встреч со зрителями, благодарственные письма в адрес администрации Тульской области от Посольства РФ в Таджикистане и от Министерства культуры Таджикистана. Хочется верить, что эти гастроли - начало отношений, а продолжением их станут ответные гастроли душанбинцев в Тулу, запланированные в апреле, а там - кто знает?..

  Р. S. В связи с затянувшимся ремонтом отопления спектакли в ТЮЗе начнутся 25 декабря, а пока репетируют «Морозко» к Новому году, и аксакалы кутаются в восточные стеганые халаты, а молодняк обходится пуховичками, со вздохом глядя на снежок за окном.

Марина Панфилова (Молодой Коммунар 18/11/2003)



^ Наверх