Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ, ИЛИ ТАМ ТЕПЛО, ТАМ ЯБЛОКИ



Фото ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ, ИЛИ ТАМ ТЕПЛО, ТАМ ЯБЛОКИ  С 25 октября по 6 ноября Тульский театр юного зрителя гастролировал в Таджикистане, в городе Душанбе, на сцене Государственного Русского театра драмы им. В.Маяковского. Несомненно, это значительное событие и в истории театра, и в истории Тульской области: наши за границей, при этом их выступления проходили просто с оглушительным успехом, под крики "браво" и охапки цветов.

  Вначале было слово

  Точнее - соглашение, подписанное министерствами культуры стран СНГ и Балтии об обмене культурными программами, и в рамках этой акции через Театр Наций в Москве наш ТЮЗ получил приглашение поехать в Таджикистан во время готовящихся там Дней России. Театр уже двенадцать лет не был на настоящих гастролях, случались обменные в Орел, в Брянск с парой спектаклей, а тут - поездка на Восток. Но когда были выделены средства, получена поддержка от Министерства культуры РФ, от департамента культуры Тульской области, на всех словно живой водой брызнули: едем! Ехать, разумеется, захотели все, вплоть до вахтеров и секретарши Натальи, что было явной утопией: везли четыре спектакля и набиралось 32 человека, помножим все это на стоимость билетов на самолет, прибавим сумму за провоз реквизита - вах-вах, какая цифра получается! Оставшиеся не обижались: лишь бы наш театр о себе заявил - в ТЮЗе все патриоты.

  Приходить в театр в дни подготовки к поездке было делом безнадежным: трещали телефоны и калькуляторы, шел обмен факсами с Министерством культуры, решались глобальные и мелкие бытовые задачи и внятно произносилось лишь одно слово:«Гастроли!». Которые, кстати, чуть не сорвались, когда пришлось столкнуться с тульской таможенной службой: выяснилось, что на провоз реквизита пойдут все средства, выделенные для поездки туда и обратно, потому что даже за пустячное сценическое платьишко стоимостью в пятьдесят рублей придется заплатить пошлину рублей в пятьсот. Актеры уже готовы были понадевать все на себя, изобразив кочан капусты, а реквизит везти, держа на коленях, но опять выручило Министерство культуры: в Москве предусмотрены исключения для подобных пассажиров, и все опять вздохнули спокойно. Потом были вокзальная суета, шум и водоворот столичного аэропорта, парение над облаками и приземление в стране вечного лета, при температуре воздуха за бортом +25°. С наслаждением окунулись туляки в тепло.

   Душанбе

  Название этого города переводится как «понедельник»: когда-то именно по понедельникам на этом месте проходили восточные базары, потом возникло поселение. Но днем тяжелым этот Понедельник назвать нельзя, он яркий, чистый, праздничный, пропахший розами и пряностями. Там солнечный свет льется с неба, забыв, что наступила осень, на базарах лежат горы фруктов, медово пахнут дыни, янтарем светится виноград, а ведро клубники стоит всего 90 рублей. Но - все на свете относительно, и если даже для, скажем так, не слишком богатых тульских актеров эта цена казалась небольшой, аборигены не могут позволить себе есть клубнику ведрами: средняя зарплата у актера или музейного работника в Душанбе - от 6 до 10 самани, то есть 60 или 100 рублей. И наши ребята впервые почувствовали себя богатыми людьми.

  Там дешево стоят восточные лепешки - плоские, которые пекут в особых печах, в основном люди ими и питаются. Но не ропщут, говорят только одно: «Войны бы не было...». Потому что война там была совсем недавно, жестокая, гражданская, с БТРами, убийствами, казнями, комендантским часом. Мы об этом лишь слышали из сводок новостей, а люди пережили весь этот кошмар и потому радуются сейчас простым радостям: чистому небу, горячему хлебу - всего два года прошло со времен тех событий. И потому к нашей 201-й дивизии и к «погранцам» там относятся как к спасителям, а о времени, когда был СССР, вспоминают как о «золотом веке». 80% дохода страны составляют те перечисления, что поступают от уехавших на заработки в Россию и в другие страны. Есть там и «новые таджики»: малиновых халатов не носят, но на «мерсах» разъезжают, но их немного. Между прочим, восточные халаты - чопаны, а также тюбетейки и пояса подарили художественному руководителю ТЮЗа В.С.Шинкареву и директору Б.С.Карцеву, как двум аксакалам: Борису-ака и Владимиру-ака. Впрочем, и ко всем там очень уважительно относились, и публика ломилась на спектакли, хотя билет стоил 2-3 самани.

   Моменты творчества

  Когда на пресс-конференции в Туле Владимира Степановича Шинкарева попросили охарактеризовать эти гастроли одним словом, он ответил: «Тепло». Тепло климата, улыбок, зала, хозяев - труппы Государственного Русского театра. А Борис Сергеевич Карцев добавил, что там они почувствовали себя не только богатыми, но и популярными, словно Большой театр на гастролях в Париже: в зал буквально ломилась публика. Зал на 350 мест каждый раз оказывался переполнен, и директор душанбинского театра задолго до спектакля запирался в своем кабинете от контрамарочников, и были звонки из администрации, даже из правительства, были патетические вопли контролерш: «Ну куда их всех сажать!» В ход шли приставные стулья, скамейки, двери захлопывались перед напором толпы, а чувствительные душанбинские барышни, обманутые в ожиданиях попасть на спектакли туляков, случалось, рыдали.

  Причин такого ажиотажа было несколько. Во-первых, Таджикский национальный театр несколько лет не работает - ремонт, а Театр оперы и балета дает от силы 10 спектаклей в год - труппа разбежалась. Есть молодежный театр, где труппа так стара, что два тульских аксакала вполне могли бы играть принцев, и есть театр кукол, но их спектакли всем давно известны. Во-вторых, долго не было гастролеров из России, с «большой земли». И в третьих, наш ТЮЗ - театр сильный и высокого уровня. Потому что никакое затишье в культурной жизни не заставит публику ломиться в зал, если заезжие гастролеры выдают явную халтуру: устные тамтамы разнесут вести быстрее любого радио.

  Публика на спектакли приходила самая разная, взрослые и дети, русские и таджики. «Ромео и Джульетта» и «Тринадцатая звезда» - спектакли более серьезные, «Пеппи Длинный чулок» и «Щелкунчик и Мышиный король» - детские, и ребята реагировали на них точно так же, как и в Туле и вообще везде: хохотали, кричали. А потом долго аплодировали и несли на сцену букеты, букеты. И актеры, вдохновленные таким приемом, играли на едином дыхании все гастроли. И были совершенно счастливы, еще раз осознав необходимость и востребованность актерской профессии. Особенно важно это чувство было для молодежи. Старейшины театра - И.Берзон, С.Исмангулов, О.Исайкина, И.Небольсин, Е.Небольсина, И.Лучихин, Е.Трубицына, В.Силко, И.Тюрин - свою преданность ремеслу доказали годами работы на сцене.

  В Душанбе играли по два, а то и по три спектакля в день, не чувствуя усталости, причем вечерние спектакли начинались в 14.00 по местному времени - отмена комендантского часа случилась совсем недавно. 7 ноября был праздник - День таджикского театра, и, хотя гастроли уже завершились, туляков попросили сыграть внеплановый спектакль «Ромео и Джульетта». Но уже начался пост Рамазан, а в спектакле есть откровенная сцена - танец любви меж юными героями, и были долгие колебания, оставлять ее или убрать: ведь в эти дни, как только рассветет "и белую нитку можно отличить в дневном свете", мусульмане не едят, не пьют, молятся. Сцену оставили, и приняли ее не просто хорошо - целомудренно, таково уважение к искусству.

  После бала

  Сейчас все вернувшиеся из поездки туляки еще благодушны, они под впечатлением увиденного, пережитого, им еще чудится мускусный запах роз на улицах, а со щек не сошел загар. Они готовы рассказывать и рассказывать, как по-доброму к ним отнеслись и местные власти, и Посольство РФ в Таджикистане: третий советник посольства Максим Алексеевич Пешков, внук Горького, лично встретил их в аэропорту, проводил до гостиницы. Их опекали все, вплоть до актеров-хозяев, стремясь продемонстрировать восточное гостеприимство сполна.

  Кстати, намеченная декада Дней РФ пройдет только с 26 ноября: ее перенесли, потому что в Душанбе разыгралась эпидемия брюшного тифа, а отважные тюзовцы ничего не побоялись, и господин Пешков лишь напутствовал их, чтоб не забывали мыть ручки перед едой и так далее, но, по счастью, никто не заболел.

  В Душанбе произошла еще одна неожиданная и радостная встреча ТЮЗа ... с губернатором Тульской области В.А.Стародубцевым, который был в Таджикистане на совещании по агросервису стран СНГ. И Василий Александрович, который ранее уже подписал все бумаги для выделения театру средств для капитального ремонта отопления, обещал и впредь помогать. И потому все тюзовцы сейчас в абсолютной эйфории, верят в чудеса, в то, что в жизни, как и в их спектаклях, все непременно должно быть хорошо. А еще - в себя, в этом им помогли укрепиться прошедшие гастроли, радость от встреч со зрителями, благодарственные письма в адрес администрации Тульской области от Посольства РФ в Таджикистане и от Министерства культуры Таджикистана. Хочется верить, что эти гастроли - начало отношений, а продолжением их станут ответные гастроли душанбинцев в Тулу, запланированные в апреле, а там - кто знает?..

  Р. S. В связи с затянувшимся ремонтом отопления спектакли в ТЮЗе начнутся 25 декабря, а пока репетируют «Морозко» к Новому году, и аксакалы кутаются в восточные стеганые халаты, а молодняк обходится пуховичками, со вздохом глядя на снежок за окном.

Марина Панфилова (Молодой Коммунар 18/11/2003)



^ Наверх