Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

ПОП-ШОУ В ГОРОДЕ КАРМАНОВЕ



Фото ПОП-ШОУ В ГОРОДЕ КАРМАНОВЕО новом спектакле Тульского областного театра юного зрителя "Сон Матроса", поставленного по мотивам произведений Юрия Коваля. Автор пьесы - С.Иванов, режиссер - Л.Арзуньян, художник — Т.Матус, балетмейстер — В. Сухов.

 

  Ироничную и озорную повесть Ю.Коваля «Приключения Васи Куролесова» можно пересказывать долго. Но главного ее изумительной, пронизанной юмором атмосферы пересказать все равно не удастся. Для того, чтобы ее почувствоватъ и понять, надо прочесть повесть, сюжет которой довольно прост.
  Однажды послала мама своего сына на базар и наказала купить поросенка. А сын вместо того, принес домой собаку в мешке. Не потому, что ослушался маму, а потому, что его самого нахально обманули. Зовут сына Вася Куролесов, и живет он в деревне недалеко от города Карманова. Ну, а что за город Карманов - можно судить по одному названию. И вот такая, чисто кармановская афера, кладет начало книге «Приключения Васи Куролесова», по мотивам которой поставлен новый спектакль Тульского областного театра юного зрителя. А если пролистать еще несколько страниц, понимаешь, что Вася попал в нелегкую ситуацию. Он обиделся на жуликов за столь бессовестный обман и, вновь посадив пса в мешок, отправился на базар искать обидчиков и возвращать свои деньги.. Встретил Вася жуликов, но те его узнали и сыграли с ним шутку похлеще предыдущей. Позвали милиционера, указали на Васю и... свалили все с больной головы на здоровую. Дескать, это он им недавно вручил пса вместо поросенка, а сегодня - смотрите!— снова пришел на базар издеваться над честными гражданами. Проверить бы содержимое его мешка! Милиционеры проверили, и оказался Вася в тюрьме. Но потом с запутанным этим делом разобрались, преступников поймали, а Васю и пса Матроса поблагодарили за помощь. Вот такой полудеревенский детектив.
  Авторы мультфильма прочли его как пародию на вестерн Они не ставили себе глобальных задач, а создании лишь экранный эквивалент повести, несколько утрировав иронию автора. Тульский ТЮЗ предложил своим зрителям «детективное шоу в 2-х действиях с песнями, танцами, выстрелами», как о том сказано в афише.
  Стремление предъявить публике собственное видение популярного уже произведения понятно. Но зачастую случается так, что, перечеркнув букву и дух литературного первоисточника, театр оказывается не в состоянии вывести спектакль на тот уровень, где стало бы предельно ясно - с какой целью постановочный коллектив взялся за эту работу, почему он считает ее необходимой сегодня. Подобный вопрос я задавала себе после просмотра спектакля и убедительного ответа найти не смогла. Спектакль этого ответа не дает.
  Да, второй вариант пьесы С.Иванова (первый назывался «Моя собака пахнет медом»), написанный специально для тульского ТЮЗа по мотивам произведений Ю.Коваля, максимально приближен к действительности. Вася Куролесов взрослеет, одевается во все кооперативное и изредка изъясняется по-английски. Бороться с примитивными жуликами такому вот Васе уже неприлично. Вася борется с мафией, возглавляемой Крестной. Вследствие этих изменений город Карманов представляется некоей смесью Палермо и Сан-Реме, так как спектакль — «шоу». Значительно меняется речь героев, блещущая теперь жаргоном не столь отдаленных от Карманова мест и столичным сленгом второй свежести. Можно привести примеры: «Тихо, крошка, я - буханка... Самого клевого мэна Карманова... Фуфел задвинули... Герлушка... Стальная мясорубка по имени мафия». Диалоги вилы, не информативны и не содержат в себе речевой характеристики героев, пьеса написана скверным языком и несмотря на современный лексикон, текст не находит отклика в зале. Тем более, что спектакль адресован школьникам пятых-шестых классов.
  Ответов на волнующие вопросы - а здесь, вероятно, ставилась проблема борьбы одиночки против преступного сообщества - также получить не удалось. В «Сне Матроса» была напрочь утеряна авторская интонация, а театр начал всерьез делать шоу, что само по себе было шагом решительным, потому что даже в новом варианте пьеса оставалась детективом, имела строго определенный сюжет и большие драматические сцены.
  Половинчатость замысла — шоу и детектив - сразу задала развитие спектакля по двум параллельным прямым, а точки их соприкосновения найдено не было. Что могло стать такой точкой? Может быть, специально написанные к спектаклю песни?
  Итак, представим себе, что же получилось. На сцене выстроена широкая блестящая лестница с круглой эстрадкой в нижней ее части. И в начале спектакля по ней, танцуя, спускаются красиво одетые актеры. Оформление и костюмы Т.Матус вполне соответствуют шоу - ожиданиям. Равно как постановка и исполнение танцевальных номеров, которых по ходу действия довольно много. Правда, счесть хореографические вставки полноценными номерами сложно. Это скорее мини-прологи к драматическим сценам. И больше ничего собственно эстрадного в спектакле нет. (А шоу - это большое и разнообразное действие преимущественно эстрадного характера.) Нельзя же отнести к этому понятию пару куплетов из дворовой песенки про Зойку и «Седой ночи» ласково - майского репертуара, исполняемых под гитару бандитом Рашпилем, который считает себя рок-певцом.
  Если же оценивать произведение по законам, им самим для себя установленным, то по отношению к «Сну Матроса» это сделать очень нелегко. Ни на шоу, ни на детектив спектакль претендовать не может, а органичного слияния достичь не удалось. К недостаткам первого отнесу еще и музыкальное оформление А.Сарыгиной, подобранное по принципу скоростного ликбеза для тех, кто музыки никогда не слышал и никогда больше не услышит, а потому надо бы впихнуть людям в уши как можно больше хорошего и разного за рекордно короткий срок. Начиная от «Лебединого озера» и кончая народной милицейской «Наша служба и опасна, и трудна». Истолковать бы музыкальную мешанину как подбор «своей» музыки каждому персонажу, но это правило в спектакле неоднократно нарушается.
  Расплывчатость в определении жанра спектакля ставит его режиссера Л.Арзуньяна в практически неуязвимую позицию. Слаба детективная линия - так это же шоу. Нет именно шоу - так это детектив. Но совершенно очевидно, что и шоу, и детективу нужна серьезная режиссерская работа. В «Сне Матроса» концепция режиссера неясна. Потому заметно смещены смысловые акценты спектакля, антигерои выглядят гораздо привлекательней, чем герои, а я очень сомневаюсь, что именно такую цель преследовал режиссер.
  Кроме  того, хотелось бы сказать и об актёрах. Для зрителей, которые смотрят из зала на сцену, актеры — главные люди в театре. Не знаю, какие задачи ставились перед актерами в процессе подготовки спектакля, но, исходя из конечного результата, полагаю, что скромные. Сцены, двигающие сюжет, построены и сыграны более чем посредственно. Ярких характеров, интересных образов нет. Есть только намеки на характеры. В «Сне Матроса» актеры выполняют функции танцующих статистов. Прокрустово ложе детективного шоу не дает им двинуться дальше. Потому танцевально - музыкальные вставки интересуют зрителей гораздо больше, чем сам сюжет и те выводы, которые предстоит сделать после окончания спектакля. А какие выводы можно сделать?
Мнения о спектакле, как правило, бывают разными. Я не претендую на истину в последней инстанции и высказываю свое.
  На фото: Мафия  города Карманова вышла  на  промысел.  (Батон - И.Небольсин. Курица - В.Попов, Рашпиль - Р.Кондаев, Зойка — С.Глушенкова).

Татьяна Мариничева, фото И.Антонова (Молодой коммунар 27/04/1989)



^ Наверх