Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ПОРА "ВЗРОСЛЕНИЯ"



Фото ПОРА "ВЗРОСЛЕНИЯ"Два ангела — белый, черный;
Серебряный меч луны.
Закатами обручены.
Рассветом обречены.
А. КАРТАШОВ..

 

  Когда-то в Тульский ТЮЗ ходили все — от мала до велика. Репертуар театра в те далекие 40-е — 50-е годы был таким, что не только дети, но и молодые люди, и вполне взрослые шли на спектакли с большим удовольствием. Ставилась бессмертная классика и современные пьесы.
  Но постепенно ТЮЗ превратился в детский театр, постановки которого — сказки и приключенческие истории — могли казаться увлекательными лишь для небольшой зрительской аудитории — школьников младших и средних классов. При этом театр сделался закрытым для многих тем, а для подростков и взрослых стал просто неинтересен.
  И вот наконец-то настал тот момент, когда «лед тронулся», и на сцене ТЮЗа появилась постановка достаточно «взрослого» репертуара — «Кровавая месса», представляющая собой инсценировку романа Проспера Мериме «Хроника царствования Карла IX».
  Постановщик спектакля — молодой артист ТЮЗа Игорь Небольсин — рискнул взяться за это очень непростое произведение совсем не случайно. Сама историческая эпоха создает его действию особый таинственный, чарующий фон, как нельзя лучше подходящий для захватывающей борьбы Любви и Смерти.
  Франция XVI века, охваченная гражданскими и религиозными войнами. Варфоломеевская ночь — безжалостная резня гугенотов, учиненная католиками... И любовь Бернера де Мержи (Р. Кондаев) и красавицы Дианы (Е. Небольсина). Любовь трагическая. Финал романа авторами спектакля изменен не случайно. Мериме оставляет своих влюбленных героев жить; в «Кровавой мессе» их убивают той страшной ночью.
  Впрочем, это театральное действо и не могло закончиться иначе, как на такой высокой трагической ноте. Ведь И. Небольсин стремился поставить не историческую хронику событий и нравов, а роман — любовный, приключенческий и патетический одновременно. Такой взгляд на страшные события французской истории вполне оправдан и наиболее интересен зрителю, тем более — зрителю юному, тут постановщики спектакля не ошиблись.
  Однако их театральный роман не достигает психологической глубины и драматизма, которые ему так необходимы. Чувства героев настолько условны, что невольно вспоминаешь детские сказки с Принцами и Принцессами. Пожалуй, здесь и кроется главный недостаток постановки. Упрощенность характеров, отсутствие в героях душевной непосредственности, естественности чувств и простого человеческого обаяния не дают «Кровавой мессе» стать волнующей и трогательной трагедией любви, в которую сможет поверить не только ребенок.
  По-моему, большой удачей спектакля стало музыкальное оформление (музыка Бангелиса, Шульца, «Тенджерин Дрим», «Арт-Зойд»), сделанное И. Небольсиным, а также прекрасная сценография Александра Карташова. Так и хочется «подтянуть» все происходящее на сцене до уровня этих условных, символических декораций, которые будто бы созданы для трагедий Шекспира.
  Что же касается шекспировского накала страстей и философской глубины чувств, то для ТЮЗа, думается, они еще впереди. Во всяком случае, у театра для этого есть и потенциальные творческие возможности, и, уверена, большое желание. Ну, а разговор о «Кровавой мессе» хочется завершить словами Байрона, которыми Проспер Мериме оканчивает свое предисловие к роману: "Я говорю одно: предположим".

А.Милых (Под сенью муз 15/12/1995)



^ Наверх