Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗДУМЬЮ



Фото ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗДУМЬЮПознакомились в кафе. Пошли провожать девушек. Опоздали на электричку. И вот - пустынное предместье, с редкими прохожими, шаткий досчатый тротуарчик у глухого забора, спящие дома с темными окнами. И двое молодых людей, не знающих, где переночевать или хотя бы укрыться от непогоды до первой утренней электрички...

 

  Так начинается знакомство зрителей с главными героями спектакля «Старший сын», по пьесе А.Вампилова, в постановке наших гостей - Тульского театра юного зрителя.
  Белгородцы хорошо знакомы с творчеством Вампилова. Еще не забылась та радостная взволнованность, какую доставил спектакль «Прошлым летом в Чулимске». Шел на сцене областного драмтеатра и «Старший сын», несколько лет назад поставленный щепкинцами (он назывался «Свиданье в предместье»). Тем интереснее было посмотреть работу другого коллектива на том же драматургическом материале.
  Драматургии Вампилова чужда прямолинейность, лобовые характеристики героев; тонко и глубоко драматург исследует человеческие характеры в столкновении, проверяя нравственный облик человека его поступками, отношением к другим.
  Режиссер-постановщик Г.И.Кондрашова и художник Н.Н.Кузнецов при решении спектакля четко провели мысль драматурга о человеческих ценностях, о вере в добро. В «Старшем сыне» особый акцент - на молодых, их тема высветлена в спектакле. И характеры главных героев проявляются отношением к семье Сарафанова.
  Поначалу и Владимир и Семен («в простонародии - Сильва») как бы похожи друг на друга - оба молоды, остроумны, беспечны, легко относятся к тому затруднительному положению, в каком неожиданно оказались. И оба, не задумываясь о последствиях, идут на невинный, с их точки зрения, обман, чтобы скоротать ночь в тепле. Но вот от сцены к сцене усложняется обстановка, и они оказываются виновниками этого. И постепенно определяется различие личностей Владимира и Сильвы. Если Бусыгин ищет такого выхода из сложившейся ситуации, чтобы не нанести удара людям, которые ему поверили, если его мучит совесть («нельзя обманывать человека, который верит каждому твоему слову»), то Сильву совесть не тревожит, для него не существует никаких моральных обязанностей. Мягко, без нажима в «выигрышных» сценах ведет роль Сильвы Валерий Жаков. Его герой - веселый, обаятельный человек, по-своему остроумный, общительный - из тех, кто не теряется в любых обстоятельствах. Он легко сходится с людьми, щедро дарит свои улыбки. Но за красивой внешностью - пустая эгоистичная душа. Якобы ради друга он может отказаться от свидания с девушкой, которая, знает, его будет ждать. И тут же может предать друга, не думая о том, какую боль он принесет этим.
  Почти на каждую реплику Сильвы зрители откликаются смехом, но артист заставляет и задуматься, провести параллель: встретится такой человек в жизни - так ли уж безобидно его кажущееся обаяние, не дорого ли приходится за него платить тем, кого Сильва «осчастливит» своим вниманием?
  Достоверный образ старшего сына создал артист Владимир Тюкин.
  Сначала он так же, как и Сильва, бездумно идет на обман. Но, в отличие от Сильвы, его герою дано понимание чужой души и умение откликаться на чужую беду. Без долгих колебаний решает Бусыгин остаться рядом с мнимым отцом, чтобы скрасить его одиночество.
  Интересно решена роль старшего Сарафанова артистом А.М.Катковым. Зрители знакомятся с этой семьей в тот момент, когда рушатся ее устои: собирается замуж дочь Нина, которой и держался дом; младший сын Вася, безнадежно влюбившись, тоже хочет бежать на край света...
  Кажется, грустно сложилась жизнь их отца - не исполнились мечты его молодости, но так оптимистично воспринимать мир может только человек большой и светлой души. И актеру удалось передать это.
  Запоминаются образы Васи в исполнении Александра Исмангулова и Нины (артистка Нина Жакова). Их герои милы, непосредственны, и, как большинство детей в их возрасте, заняты только своими переживаниями, полны самими собой, им почти нет дела до отца - как он будет чувствовать себя, когда останется один? Нужен был какой-то толчок, чтобы они подумали не только о себе, но и о близком человеке...
  Спектакль «Старший сын» причислен к жанру комедии. И он, действительно, заставляет много смеяться, но в том-то и особенность вампиловской драматургии, что через внешнюю занимательность автор решает глубокие нравственные и моральные проблемы, позволяет увидеть в обычном необычное, рассмотреть человеческую личность, с ее особым внутренним миром.
  СпектакльТульского ТЮЗа поставлен так, что работа режиссера не бросается в глаза, здесь трудно говорить о «приемах» и «находках». Но царит на сцене верная атмосфера жизни - и разве это не главное, к чему должен стремиться режиссер, и весь творческий коллектив?

Г.Ходырева ("Белгородская правда" 25/05/1975)



^ Наверх