Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ПРИВИВКА ОТ ЧУМЫ



Фото ПРИВИВКА ОТ ЧУМЫПеред премьерой спектакля "Семья вурдалака" по пьесе Василия Сигарева режиссер-постановщик   Владимир Шинкарев обратился к подросткам в зале:
- Сегодня мы не будем вас развлекать, пусть потрудится душа — спектакль сложный. Смотрите и думайте, делайте выводы...

  Спектакль не только сложный, но и страшный. Это рассказ о судьбе наркомана и его семьи, так что никакой мистики тут нет — одна горькая реальность, без прикрас.
  ТЮЗ взялся за эту пьесу, выполняя заказ департамента культуры администрации Тульской области, и работа была долгой, изнурительной - настолько тяжелый материал.
  Спектакль начинается с мрачного монолога-предупреждения:
  - Чума, чума пришла в мой город. Ходит по улицам, косит больных, здоровых, слабых, сильных... Всех. Ходит, приглядываясь, будто ищет чего-то. Не мою ли улицу, не мой ли дом, не мой ли подъезд, не мою ли дверь?..
  И эти слова становятся своеобразным эпиграфом к происходящему. Если по молодости и легкомыслию кому-то кажется, что его минуют все беды, самое время задуматься: а что ты сделал, чтобы они тебя миновали? Парни и девчонки, потягивающие на улице пиво, потом плавно переходящие к водочке, первой затяжке "дурью" в поисках новых ощущений, тоже считают, что с ними не будет ничего плохого. Просто хочется поймать кайф - уже произношение этого слова делает крутым. Во всяком случае, так кажется по молодости и неопытности. Но вот она, на сцене, оборотная сторона этой "крутизны", ее итог: жалкая квартира, в которой уже не осталось ничего ценного, телевизор "made in USSR" да томики творений Маркса-Ленина, отец в инвалидном кресле (Михаил Головко), потерявший здоровье из-за проделок сына. Убожество, нищета...
  Мать варит жидкий супчик, содержит на свою учительскую зарплату всю семью и не хочет верить, что ее мальчик уже не тот, что был, а оборотень, готовый за "дозу" продать, а то и убить своих близких. Очень убедительна в этой роли Елена Шишова: она словно не играет, а живет всепоглощающей, всепрощающей материнской любовью, не желая замечать, что ее мир, точнее - мирок дома, давно рухнул, пропал во мраке и будущего, о котором она мечтает, нет.
  В спектакле много великолепно выстроенных мизансцен: при особом освещении, в черно-белых тонах, они напоминают графические работы, иллюстрации кошмарного сна. К примеру, умерший отец все еще сидит в кресле, к которому с другой стороны подсела мать, близкая к умопомрачению, осознавшая, что гибель, бездна уже совсем рядом.
  Прекрасные декорации сделал художник Сергей Мазанов: в черных тонах стены квартиры, покривившееся окно, за которым что-то красное, и не солнце вроде, а так - плод воспаленного воображения, мираж. На авансцене притулилось сухое дерево без плодов и листьев - как символ умершего генеалогического древа этой семьи, и именно под ним, прозрев, произносит мать свои самые страшные слова.
  А виной тому - события, что происходят одно за другим: является получить сполна должок кредитор и поставщик "дури" Виктор (Евгений Кашин). Он циничен, практичен, ненавидит и презирает "насекомых", как он их именует, за счет которых обогащается. С ним Наташа (Наталья Семкина) - должница, а потому рабыня, готовая выполнять все приказы и команды за новую дозу. А поскольку денег в доме нет, то в заложницы берут беременную будущую жену наркомана Марину (Елена Смолина), и заступиться за нее некому. Даже пришедший по вызову милиционер (Игорь Лучихин) не желает ввязываться в проблемы этой семьи. И агнцем, обреченным на заклание, становится ребенок, которого теряет от побоев и надругательств Марина, именно он приносится в жертву чудовищу, пожирающему всю семью.
  Надо видеть, как смотрят эти "картинки из жизни" тинейджеры: перестают болтать и сидят, оцепенев. А перед появлением самого виновника всех бед, Романа (Станислав Емельяненко), напряжение в зале становится почти осязаемым. Молодой актер замечательно играет этого получеловека, полузверя, зомби, забывшего всех, кого когда-то любил. Бегающие глаза, трясущиеся руки, отблески воспоминаний, в момент которых он обещает стать прежним. Но зверь побеждает, и всю эту борьбу наблюдает мать, пытающаяся вернуть его, докричаться, что умер отец, погиб ребенок - жизнь кончена...
  Несомненно, детям нужно показывать в театре красивые сказки - без них невозможно счастливое детство. А еще ребята должны смотреть в театре романтические истории, где есть и шпаги блеск, и вечная любовь, и верная дружба: без них невозможна мечтательная юность. Но на спектакли, подобные "Семье вурдалака", их просто необходимо приводить, и не по желанию, а всех подряд, в обязательном порядке. Делают же детям прививки от разных болезней, чтобы росли здоровыми, вот и просмотр такого спектакля пусть станет для них прививкой - от страшной чумы, которая может в любой момент заглянуть в дом.

Марина Панфилова. Фото Евгения Латышева (Тульские известия 30/03/2007)



^ Наверх