Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

РАЗОБЛАЧЕНИЕ ГЛУМОВЩИНЫ



Фото РАЗОБЛАЧЕНИЕ ГЛУМОВЩИНЫПоздний вечер. Молодой человек у себя дома увлеченно раскладывает пасьянс. Но в руках у него не обычные карты, а фотографии каких-то людей. И к каждой фотографии у юноши различное отношение.

 

  Важному старцу в военном мундире он шепчет учтивые фразы, за дамой средних лет старательно ухаживает, а со старухой набожного вида беседует совершенно доверительно. Похоже, что юноша репетирует сразу несколько ролей в неизвестном спектакле. Он перекладывает карты с места на место. Ясно, что от их расположения зависит его судьба. Юноша затеял большую игру, в которой главную роль отвёл себе. И вот, наконец, пасьянс разложен. Пора действовать.
  Так начинается новый спектакль Тульского театра юных зрителей «На всякого мудреца довольно простоты по пьесе А.Н.Островского, поставленный молодым режиссером. Выпускником ГИТИСа Георгием Кития.
  Пьеса написана в 1868 году и с тех пор многократно исполнялась на русской и зарубежной сцене. В советское время пьеса имела блестящее воплощение на сцене Малого и Вахтанговского театров, где в главной роли выступали прославленные актеры М.И.Царев и Ю.В.Яковлев.
  И вот молодой грузинский режиссер берется осуществить постановку этой классической пьесы на сцене Тульского детского театра. Задача, надо прямо сказать, не из легких. Что нового внесет Г.Кития в прочтение этой пьесы? Как социальную трагикомедию сделать доступной детям?
Сам постановщик так отвечает на эти вопросы.
  - Мне кажется, что перед каждым молодым человеком, входящим в сложившуюся систему социальных отношений, стоит проблема: как жить? Честно или нечестно? Чтобы жить совершенно честно, надо иметь характер, надо уметь бороться. Не всем это под силу. Глумов, главный герой спектакля, решает жить совершенно нечестно. Наш спектакль рассказывает о том, что происходит с личностью, ставшей на этот страшный путь. Эта проблема, поставленная Островским более ста лет тому назад, на мой взгляд, до сих, пор имеет важное воспитательное значение.
  В своем спектакле режиссер «подчеркнул имеющиеся в пьесе аналогии с грибоедовским «Горе от ума». И неудивительно, что Глумов Островского — прямая антитеза Чацкому. Так же, как и Чацкий, Глумов вступает в борьбу против целого общества. Но как не похожи методы и цели этой борьбы.
  Новый спектакль Тульского ТЮЗа в основном сконцентрирован на детальном анализе характера Глумова (арт. Н.Коншин). Это рассказ о гибели личности, ставшей на путь компромиссов. Режиссер прослеживает корни «глумовщины». В большой игре сына немалая роль отведена и его матери (арт. Е.Трубицына), циничной особе, совершенно не разбирающей средств для достижения цели.
  Очень точно, без нарочитости,  без ненужной эффектности решен образ всего спектакля (художник Н.Кузнецов). Все зеркало сцены одето во французские шторы, за их кокетливыми складками прячутся отвратительные человекообразные маски. Среди них почтенный и уважаемый старец (арт. Ю.Ратников), который сам толкает юного племянника в объятия к своей жене, так как «...она женщина темперамента сангвического, голова у ней горячая, может увлечься каким-нибудь франтом... А тут свой, испытанный человек... И волки сыты, и овцы целы...» Или Крутицкий, очень важный вельможа (арт. В.Бугаев), который считает нормальными проявлениями молодого человека пьянство, кутежи, избиение полицейского. Но тот же Крутицкий не допустит, чтобы у молодого человека появились новые мысли — пусть лучше дебоширит.
  Постепенно, шаг за шагом, Глумов срывает изящные шторки с чудовищных ликов, действующих в этом обществе. Вместе со зрителем он доходит до задника сцены, на котором в финале спектакля появляется настоящая портретная галерея монстров, во всей своей отвратительной наготе. Но самое поразительное, что на выставке этих чудовищ в человеческом обличье, Глумов находит и свой портрет. Казалось, он вел борьбу с этим обществом. Дома, в кабинетном уединении, он безжалостно отобразил  каждого в своем дневнике. Но режиссера интересует, что сталось с самим Глумовым в результате этой борьбы. Вот в чем основной замысел спектакля. Его подтверждают и слова Островского «Бесплодная молодость, молодость без идеалов, цинизм и делячество, заменяющие принципы, карьера и богатство, заслоняют ясную идею — служение обществу».
  В финале спектакля перед нами не прежний Глумов, умный, инициативный, в чем-то даже талантливый. Перед нами разложившаяся, гниющая личность.
  Среди актерских удач следует отметить работу Ю.Шестерень, создавшего образ Голутвина. Интересен этот образ прежде всего не традиционностью решения. Перед нами не «демонический неизвестный из третьего акта», а заурядный подонок, беззлобно ведущий против Глумова ту же игру, которую Глумов ведет с целым обществом. В образе Голутвина перед нами предстает Глумов в будущем. Таким образом, режиссер Г.Кития, сконцентрировав свое внимание на анализе характера главного персонажа, дал юному зрителю полную картину сущности, будущности и корнем явления, называемого «глумовщина».
  В целом спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» — большая удача театра юных зрителей и постановщика Георгия Кития — выпускника народного артиста СССР, профессора И.М.Туманова. Работа молодого режиссера еще раз доказывает, что Островский продолжает существовать в наши дни как живой художник, открывающий перед нами все новые и новые грани огромного человеческого мира.

А.Дмитриев (Молодой коммунар 22/05/1979)



^ Наверх