Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

СЕГОДНЯ РАЗВЛЕКАЕМСЯ УБИЙСТВОМ...



Фото СЕГОДНЯ РАЗВЛЕКАЕМСЯ УБИЙСТВОМ...О спектакле Тульского областного театра юного зрителя «Игра в фанты». Пьеса Н.Коляды, постановка Л.Арзуньяна, художник В..Жуйко.

  Еще совсем недавно пьеса Н.Коляды вряд ли получила бы возможность быть представленной в театре. Предпочиталось воспитывать на положительных примерах, категорически отвергая примеры отрицательные. Молодежь, дескать, непременно будет лепить свое поведение по образу и подобию антисоциальных элементов, показанных в спектакле, книге, кино. К тому же если в жизни не все гладко, то пусть хоть в театре люди отдохнут. И вообще: «Где же вы у нас такое нашли?!».
  Каждая из этих формулировок, право слово, заслуживает отдельного разговора. Но в целом результатом этого близорукого беспокойства стало естественное отторжение лакировочного «реализма» со стороны зрителей. А кроме того, искусство стало средством развлечения и отдыха, но не толчком к развитию, к определению своего мировоззрения.
  Зрители и читатели отдыхали: от проблем, накопившихся в обществе, от необходимости иметь гражданскую позицию. И в разряженной атмосфере всеобщей благонадежности и благовоспитанности было не только трудно дышать - трудно вставать на ноги и быть человеком, когда границы между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», окончательно размыты. Немудрено, что самыми состоятельными на сегодняшний день оказались нигилисты застоя. И в жизни, и в искусстве.
  Мне бы меньше всего хотелось, чтобы новый спектакль ТЮЗа «Игра в фанты» был встречен этой самой формулировочкой: «Такого у нас не бывает». Сегодня речь именно о той части молодежи, что не нашла в себе сил сопротивляться. И сегодня эти ребята строят свою жизнь в полном соответствии со вчерашними мерками, когда главным было - приспособиться, жить - второстепенным.
  В силу полученного воспитания они составляют серую, но не тихую массу. Это активная и даже агрессивная среда, претендующая на звание хозяев. Они выверенно и твердо идут к цели: где надо - закроют глаза, перешагнут, растопчут, убьют. Не выясняя - «тварь я дрожащая или право имею», а просто так, развлекаясь.
  Тема, разрабатываемая театром в новом спектакле, предполагает совершенно новый для ТЮЗа уровень работы, уровень разговора о насущных проблемах общества. Того разговора, который в состоянии привлечь в театр своего зрителя. И в то же время работа такого плана, как лакмусовая бумажка, выявляет все недостатки и болезни театра.
  Завязка спектакля такова, в новогодний вечер в доме студентов-молодоженов Насти и Кирилла собирается компания. Ребята хорошо знают друг друга, им уже порядком поднадоело вместе и хочется новенького развлечения. Им и становится игра в фанты. Раздаются задания: вымыть посуду и покукарекать, достать бутылку спиртного, вызвать «скорую» и притвориться больной, напугать соседей и... убить человека.
  Все задания последовательно выполняются. Завязка сродни классическому английскому детективу: совершено преступление, известен круг подозреваемых, задача состоит в том, чтобы выяснить, кто виновен. В данном случае известны и убийца, и те, кто толкнул его на этот шаг. Вопрос стоит в ином - почему это произошло? И кто повинен в том, что ребята просто так, не из злобы, не корысти ради, могут лишить жизни себе подобного, когда им смолоду, с пеленок было втолковано: жизнь человека - самая большая ценность нашего доброго и справедливого общества.
  Главное, что должен рождать спектакль в душах зрителей, - это чувство протеста против тех, кто живет сегодня в амебном состоянии, и тех, кто довел первых до него. К сожалению, общественно значимая идея превращена здесь в мелкую зарисовку с натуры сродни анекдоту. Видимо, театру мало одной режиссерской концепции, вполне прорисовывающейся в спектакле «Игра в фанты». Мало и хорошего музыкального оформления, где наравне с жесткими «металлическими» ритмами использован православный хорал, что заставляет задуматься о душе, о вечном, о десяти заповедях, среди которых «Не убий!». Мало и оригинального оформления, где квартира Насти и Кирилла представлена кубиком Рубика. Да, наша жизнь действительно покруче любой головоломки.
  И всего этого мало потому, что тонкий психологизм - основа основ спектаклей такого  рода. Великолепные актерские работы, в которых есть своя позиция, свое отношение и свой протест (либо оправдание) - вот что должно было сделать этот спектакль. Но  вдумчивого осмысления  происходящего не получилось. Во  время спектакля ловишь себя    на мысли, что актеры просто-напросто проговаривают текст, но он их никак не задевает. Да, есть такой прием: взять за отправную точку режиссерскую идею и подвести под нее   актерские работы. Дескать, этот персонаж символизирует эту идею, а тот - ту. Но не будем выдавать желаемое за действительное.
  Все-таки пора посмотреть правде в глаза. Профессиональный уровень актеров огорчительно низок. Сужу об этом не по одному спектаклю. Дело даже не в каких-то модных веяниях, но в элементарной школе.
   Да, можно говорить об отдельных актерских работах, которые удались. Это, в первую очередь, Ева (Светлана Глушенкова). Раскованная девица, душа компании - этакая неудавшаяся актрисуля, изображающая кающуюся Магдалину. Вздорная и пустая до звона, но на поверку оказывающаяся единственным человечным существом из всех собравшихся. Пожалуй, и Кирилл (Игорь Небольсин), «сильная личность», средоточие всех зол, предстающих в спектакле, единственным средством самоутверждения на этой земле считающий дензнаки.
  Кирилл гордится собой: он может позволить себе покупать, чтобы быть «как люди», и продавать, чтобы затем презирать людей. Подпольный бизнес дает деньги для комфорта, но самого комфорта нет. И когда в одной из напряженных сцен он произносит сакраментальное «кто здесь хозяин?», становится очевидно: человек действительно сильный и осознающий силу, уверенный в себе, таких слов произносить не будет. Таким тоном - тем более.
  Это и Артем (Ренат  Кондаев), самый обычный парень, здравомыслящий, не лишенный обаяния. Нормальный человек, иногда даже блещущий остроумием: надо же было придумать для соседской старушки такую байку, что ее через полчаса увезли люди в белых халатах. Он ходит в кино и театры, читает и много знает, может поддержать    разговор на любую тему. Это вовсе не дубоватый Кирилл-фарцовщик с одной извилиной в голове, это другой коленкор - образ в развитии, фарцовщик-интеллектуал, так сказать.
  За этими героями стоят и биографии. В них есть штрихи, по которым можно рассказать о прошедшем, предсказать будущее, а в итоге задуматься над существованием на земле подобных типов людей. Остальным актерам иногда удаются отдельные эпизоды, но цельных, законченных портретов не вырисовывается.
  Можно, конечно, предположить, что актеры должны были показать в идеале, но на это в  театре существует режиссер, с которого тоже не надо снимать ответственность за конечный результат. К существенному просчету можно отнести и финал спектакля, не прозвучавший в той ноте, что следовало ожидать.
  ...Итак, ребятам потрясающе везет: врач «скорой» оказывается приятелем Евы и ложный вызов сходит им с рук. Парень, якобы зарезанный на лестнице, всего-навсего легко ранен и к тому же спьяну ничего не помнит,  радостно травит анекдоты, пока его перевязывают врачи. Правда, старушка с испугу приказала  долго жить. А, да черт с ней, с бабкой. Мы  не виноваты все.
  В заключение хочу вернуться к началу этой рецензии. Той ее части, где – за здравие. Тульский областной театр юного зрителя берется за серьезную драматургию и пытается  рассказать о насущном. Показать и исследовать проблему,  не взятую с потолка, а живую, насущную. Зрители  идут  на спектакли. Это отличный аванс, который необходимо оправдывать. Каждой  новой работой, каждым прожитым днем.

Татьяна Мариничева (Молодой коммунар 12/01/1989)



^ Наверх