Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

СЕРГЕЙ МАЗАНОВ: "Я ЛЮБЛЮ ПРИДУМЫВАТЬ ВОЛШЕБСТВО"



Фото СЕРГЕЙ МАЗАНОВ: "Я ЛЮБЛЮ ПРИДУМЫВАТЬ ВОЛШЕБСТВО"  Мазанов работает в ТЮЗе с 1995 года. Оформил около 50 спектаклей, в том числе — «Волшебная лампа Аладдина», «Королевство кривых зеркал», «Молодая гвардия», «Рядовые», «Гроза» и др. В должности главного художника театра «Эрмитаж» Сергей Александрович — с 2006 года, сделал более 15 спектаклей для взрослых и детей. Спектакль «Старосветские помещики», созданный по его эскизам, принимал участие в международном фестивале ‘Kolyada-Place’ в городе Екатеринбурге и получил высокую оценку жюри и зрителей фестиваля.


  Друг Мольер
  Сергей РОДОМ из Средней Азии: родился в Киргизии, после окончания школы вместе с родителями переехал в Душанбе. Прекрасно рисовал с детства, однако планировал поступать в физкультурный институт — он хорошо играл в футбол и волейбол и мог сделать неплохую спортивную карьеру. Однако душанбинские родственники, увидев работы Сергея, убедили его попробоваться в художественное училище. Мазанов поступил легко, учился (с перерывом на службу во флоте) отлично, после окончания училища получил направление в Репинскую художественную академию в Ленинграде. Однако его не взяли по «географической» причине. Так и объяснили: мол, у вас там в Средней Азии есть Ташкентский художественный институт, а мы стараемся принимать «своих».
  Вернувшись в Душанбе, Сергей стал искать работу. В местный молодежный театр попал случайно — там главным художником был его училищный педагог, он и предложил Мазанову поработать летом месяц-другой.
  — До этого о работе в театре я даже и не думал, — признается Сергей. — А оказалось — это моя судьба. Пришел в театр в 1985 году — и все… Через два года мне поручили делать первый спектакль — «Дон Жуан» по Мольеру. Я сутками сидел в библиотеке: изучал творчество и эпоху Мольера. Узнал о нем так много, что до сих пор мне кажется, будто он — мой друг….
  В Душанбе Мазанов много и интересно работал не только в театре, но и в кино. Был художником весьма успешной картины режиссера Бахтиера Худойназарова «Кош ба кош» (1993 г.), которая получила Гран-при Мангеймского фестиваля (Германия) и Серебряного льва в Венеции. В основе сюжета — история любви, разворачивающаяся на фоне драматических событий, происходивших в Душанбе в 1991 году. Распад СССР и связанные с ним межнациональные конфликты — именно это стало причиной переезда семьи Сергея в Тулу.


  «Квадратные» взрослые
  Почему именно Тула? В нашей области жил один из родственников Мазановых-то есть было у кого остановиться на первое время. Сразу после переезда Сергей отправился по театрам искать работу. Попытал счастья в ТАТД — не получилось, зашел в Театр юного зрителя — тоже вакансий нет… Перед тем как уходил из ТЮЗа, заглянул в зал — и сразу в него влюбился.
  — Он такой уютный, камерный. Я тогда подумал: Боже мой, какая красота! — вспоминает Сергей. — Решил дождаться главного режиссера Александра Литкенса. Он посмотрел мои эскизы и повел меня к директору ТЮЗа Борису Сергеевичу Карцеву. Тот сказал: «Берем заведующим бутафорским цехом, а там посмотрим…»
  Первым спектаклем в ТЮЗе, который оформил Мазанов, стал «Сыщик или никто» по А. Линдгрен. А всего за годы работы в театре Сергей сделал около 50 спектаклей.
  — Я люблю все свои работы, — признается он. — Спектакль как ребенок: ты его рождаешь, и если делаешь это без любви, он долго не живет. Впрочем, есть действительно знаковые для меня постановки — например, «Молодая гвардия» (2000 г.). Очень важной для себя работой считаю «Рядовых» — это мощный, мужской спектакль. Я понимал, что оформление должно быть таким же: жестким, угловатым — никаких «тряпочек». Решение пришло само — трубы разрушающегося от бомбежки органа… А еще я любил спектакль «Трепетная история», мне вообще интересны «фактурные» постановки, когда сам материал — дерево, ткань — становится выразительным средством… Очень нравился спектакль «Пеппи Длинныйчулок» — там все взрослые персонажи были «квадратные», даже с квадратными головами. Это метафора: взрослые ведь всегда все делают «как надо», по правилам…


  Три Аладдина
  Сергей убежден: к постановке детских спектаклей надо подходить с особой ответственностью
  — Ребенка не обманешь, — считает Мазанов. — если ему не понравится спектакль, он так и скажет маме и папе: «Я больше сюда не приду». Я всегда смотрю премьеру — для меня очень важна реакция детей. Помню, какие были аплодисменты, когда открылся занавес в первом акте «Золушки». я придумал для этого спектакля декорации — розовый домик для Барби, с подвешенной наверху туфелькой. И как дети закричали «Вау!!!», когда главная героиня «переоделась» в красивое бальное платье. Я вообще люблю придумывать волшебство…
  В числе особенно значимых для Сергея спектаклей и «Волшебная лампа Аладдина»: самобытная атмосфера, краски, культура Средней Азии… Мазановский «Аладдин» получился настолько достоверным, что директора рязанского и липецкого детских театров попросили повторить спектакль на их сценах. Сергей сделал еще двух «Аладдинов»: он не любит повторяться.
  Что же касается работы для «Эрмитажа», то здесь самая яркая — «Старосветские помещики». Спектакль ставил Н. Лактионов — режиссер из Москвы, традиционный, даже консервативный. А вообще Мазанову, как он считает, очень повезло: он работал с режиссерами самых разных творческих взглядов, а это обогащает и развивает.
  Несколько лет назад ТЮЗ отправился на гастроли в Душанбе. Для Сергея поездка в город юности стала настоящим счастьем. Его там, оказывается, все это время помнили, были даже предложения вернуться.
  — Я отказался. У меня здесь семья, две дочери. Старшая психолог, закончила МГУ, работает в Академии наук. Младшей — 11 лет, — объясняет Мазанов. — Думаю, Тула стала для меня родной. Несмотря на то, что своего жилья до сих пор нет — уже 20 лет на съемной квартире…
  ТЮЗ отметил юбилей Сергея Мазанова капустником и выставкой его эскизов и макетов к спектаклям. А в сентябре в «Эрмитаже» откроется еще одна выставка — но не театральных, а художественных работ Сергея. Все эти годы он не переставал заниматься станковой живописью…

Ирина Скибинская. Фото Сергея Шмуня (Молодой Коммунар 22/06/2012)

Фото СЕРГЕЙ МАЗАНОВ: "Я ЛЮБЛЮ ПРИДУМЫВАТЬ ВОЛШЕБСТВО"



^ Наверх