Светлым, жизнерадостным спектаклем по пьесе классика мировой литературы, великого испанского драматурга П. Кальдерона «С любовью не шутят» открыл 5 октября свой 59-й сезон Тульский областной театр юного зрителя. А накануне о сезоне минувшем и о планах на только что начинающийся состоялась беседа корреспондента «Коммунара» с директором театра Б. С. Карцевым и главным режиссером Л. Е. Арзуньяном.
В директорский кабинет я вошел, когда там заканчивалось заседание художественного совета. По обрывкам фраз: «новые условия», «балльная система», по возбужденным вопросам: «А как оценивать ввод?», «А разве за выездные спектакли не следует добавлять баллы?» - понял, что разговор идет о серьезных переменах, к которым готовится театр. И наша беседа с Б. С. Карцевым, естественно, началась с этого.
- Да, - подтвердил Борис Сергеевич, - нас ждут перемены: в ближайшее время переходим на новые условия хозяйствования.
- И в чем же эти условия выражаются!
- Порядок государственного кредитования театра остается прежним, а вот заинтересованность коллектива в экономических результатах своей деятельности становится совсем иной. Прежде большая часть сверхплановой прибыли перечислялась в местный бюджет, теперь же такая прибыль целиком остается в распоряжении коллектива. Получается возможность улучшать материальное положение людей, заинтересовать всех - и актеров, и работников цехов, и административный персонал - в том, чтобы дела в театре шли лучше. Ознакомились с тем, как новые условия хозяйствования применяют в тех театрах, которые уже перешли на них, вот сейчас как раз и перебирали разные варианты, искали оптимальный.
Решили через неделю собраться снова, а потом вынести предложения на обсуждение всего коллектива.
- А не приведет ли чрезмерная погоня за прибылью к тому, что театр превратится в чисто коммерческое предприятие, где искусство отойдет на задний план! Не займут ли сцену целиком спектакли лишь развлекательного характера, легко дающие кассовый сбор, а значит, и прибыль!
- Такая опасность, бесспорно, есть. И для нас сейчас главное - определить свой дальнейший путь, найти в новых условиях хозяйствования, так сказать, свое лицо. Конечно же, самое легкое, что называется, лежащее на поверхности, - это сделать ставку на коммерцию, все силы и помыслы отдать кассе. Будет прибыль, будут хорошие заработки. Только вот настоящее творческое удовлетворение испытать тогда доведется нечасто. Да и воспитательное воздействие спектаклей будет невелико. Нет, коммерческим наш театр не станет. Нам надо крепко подумать над тем, как совместить эти два начала - яркую зрелищность, кассовость наших спектаклей с их идейно-художественными достоинствами, воспитательным значением. Достичь этого можно, хотя и нелегко. В лучших спектаклях прошлых лет нам это удавалось. Да и завершившие минувший сезон гастроли подтвердили такой вывод.
- Кстати, где и как проходили гастроли!
- В мае театр побывал на Украине, в Ворошиловградской области. Выступали в Краснодоне, Коммунарске, Свердлове, Стаханове, других шахтерских городах. Творческие и финансовые результаты этих гастролей нас удовлетворяют.
Довольно трудными оказались сентябрьские гастроли во Владимире. Сказалось многое: и близость столицы, и то, что Владимир сравнительно с Тулой невелик, и явная конкуренция возникших в последнее время многочисленных театральных студий. И все-таки нам удалось привлечь своими спектаклями зрителей Владимира, Вязников, Коврова, Мурома, других городов. Показали на гастролях весь свой основной репертуар, в том числе и три спектакля, выпущенных в конце прошлого сезона, которых туляки еще не видели. Это сказка М.Бартенева «Про Иванушку-дурачка» и пьеса С.Прокофьевой и И.Токмаковой «Дикие лебеди» по известной сказке Андерсена - оба спектакля для младших школьников, а также комедия П.Кальдерона «С любовью не шутят», рассчитанная на молодежь.
- Как же будет складываться репертуар нового сезона! - Это уже вопрос к главному режиссеру.
- Театр юного зрителя, - говорит Л.Е.Арзуньян, - всегда стоит перед очень сложной проблемой: надо так сформировать репертуар, чтобы он удовлетворял зрителей разных возрастных категорий. Понимаем, что привлечь взрослых к нашим спектаклям не так-то просто, да и не стремимся к этому. Но младшие школьники, подростки, юношество, наконец, - это самая что ни на есть наша зрительская аудитория. И сегодняшняя афиша театра, думаю, в основном интересам этой аудитории отвечает. Формируя будущий репертуар, мы заботимся о том, чтобы спектакли несли в себе прежде всего гуманистическое, общечеловеческое качало, чтобы зритель, уходя со спектакля, ставил перед собой жизненно важные вопросы. И вместе с тем на сцене не должно быть сухой дидактики, прямой назидательности, любой спектакль для юного зрителя мы обязаны облечь в яркую зрелищную форму.
Есть ли такие спектакли у нас сейчас? Думаю, есть. Сравним два, очень разных по жанру, рассчитанных на юношество. Первый - поставленный в прошлом сезоне и оставшийся в новом - по пьесе Н.Коляды «Игра в фанты». Жесткая драма, без прикрас говорящая о проблемах, волнующих сегодня нашего молодого современника. И второй - «С любовью не шутят» Кальдерона.
- Но почему вы обратились к Кальдерону! Испания, семнадцатый век...
- Мы все сегодня ощущаем дефицит. И не только каких-то продуктов, товаров, а прежде всего нормальных человеческих чувств, взаимоотношений.
Они ярко проявлены в комедии Кальдерона. А ко всему прочему - это прекрасная драматургия, что, согласитесь, для театра важнее всего. Мне кажется, артистам С.Глушенковой, Т.Домской, Е.Небольсиной, С.Романову, В.Попову, Ю.Ратникову, С.Исмангулову, В.Глушенкову, художнику Т.Матус, балетмейстеру Т.Хижняченко удалось понять и воплотить то лучшее, что есть пьесе. Спектакль, по-моему, получился, о чем, кстати, говорит прием, оказанный ему во Владимире.
- А чем еще порадуете зрителей!
- Детскому театру необходимы хорошие сказки. И мы их постоянно ищем. Правда, создавать на сцене по-настоящему сказочную обстановку, эффектную, яркую, неожиданную, нам не хватает технических средств, но мы стараемся эту нехватку восполнять собственной выдумкой, смекалкой. По-прежнему будут идти в новом сезоне «Приключения Чиполлино» Д.Родари, «Сон Матроса» С.Иванова, «Аленький цветочек» С.Аксакова, «Погоня» Ж.Сименона. Все эти спектакли хорошо принимает детвора. К Новому году поставим пьесу Р. Сефа «Две Бабы Яги».
В дальнейших планах для малышей у нас довольно широкий выбор. Тут «Горя бояться - счастья не видать» С.Маршака, «Песчаный корабль» А.Волкова, «Маленький шарманщик» Л.Устинова, «Страшные и веселые приключения ежика Трепы» А.Сафонова, «Хочу быть большим» Г.Сапгира и Г.Циферова.
- Но это же план не одного сезона!
- Да, я называю перспективу, конкретно на ближайшее время определим репертуар несколько позднее. Куда более серьезная проблема - найти пьесу для подростков. Хотим поставить либо «Остров капитана Бледе» В.Вербине и М.Мишина по известным романам Р.Сабатини, либо «Ищу товарища для игр» В.Ольшанского. И, пожалуй, самая главная сегодня проблема - поиск современной остросюжетной, проблемной молодежной пьесы. Поиск очень трудный. Приступаем к работе над новой пьесой В.Розова «Дома» - о воинах-афганцах, вернувшихся домой. Думаем о классике. Хочется поставить «Чудесную башмачницу» Гарсии Лорки или же «Утреннюю фею» Л.Кессоны. И никак не оставляет мысль о «Левше». Только не о том, что был поставлен некогда в нашем драмтеатре как «Тульский секрет», а о забытом теперь «Левше», написанном по лесковскому сказу Е.Замятиным.
- Что ж, планы хорошие, остается ждать их реализации.
Э.Коротков (Коммунар 7/10/1989)