Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

СЕЗОН ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ



Фото СЕЗОН ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТСветлым, жизнерадостным спектаклем по пьесе классика мировой литературы, великого испанского драматурга П. Кальдерона «С любовью не шутят» открыл 5 октября свой 59-й сезон Тульский областной театр юного зрителя. А накануне о сезоне минувшем и о планах на только что начинающийся состоялась беседа корреспондента «Коммунара» с директором театра Б. С. Карцевым и главным режиссером Л. Е. Арзуньяном.

  В директорский кабинет я вошел, когда там заканчивалось заседание художественного совета. По обрывкам фраз: «новые условия», «балльная система», по возбужденным вопросам: «А как оценивать ввод?», «А разве за выездные спектакли не следует добавлять баллы?» - понял, что разговор идет о серьезных переменах, к которым готовится театр. И наша беседа с Б. С. Карцевым, естественно, началась с этого.
  - Да, - подтвердил Борис Сергеевич, - нас ждут перемены: в ближайшее время  переходим  на новые условия хозяйствования.
   - И в чем же эти условия выражаются!
  - Порядок государственного кредитования театра остается прежним, а вот заинтересованность коллектива в экономических результатах своей деятельности становится совсем иной. Прежде большая часть сверхплановой прибыли перечислялась в местный бюджет, теперь же такая  прибыль целиком остается в распоряжении коллектива. Получается возможность улучшать материальное положение людей, заинтересовать всех - и актеров, и работников цехов, и административный персонал - в том, чтобы дела в театре шли лучше. Ознакомились с тем, как новые условия хозяйствования применяют в тех театрах, которые уже перешли на них, вот сейчас как раз и перебирали разные варианты, искали оптимальный.
  Решили через неделю собраться снова, а потом вынести предложения на обсуждение всего коллектива.
  - А не приведет ли чрезмерная погоня за прибылью к тому, что театр превратится в чисто  коммерческое предприятие, где искусство отойдет на задний план! Не займут ли сцену целиком спектакли лишь развлекательного характера, легко дающие кассовый сбор, а значит, и прибыль!
  - Такая опасность, бесспорно, есть. И для нас сейчас главное - определить свой дальнейший путь, найти в новых условиях хозяйствования, так сказать, свое лицо. Конечно же, самое легкое, что называется, лежащее на поверхности, - это сделать ставку на коммерцию, все силы и помыслы отдать кассе. Будет прибыль, будут хорошие заработки. Только вот настоящее творческое удовлетворение испытать тогда доведется нечасто. Да и воспитательное воздействие спектаклей будет невелико. Нет, коммерческим наш театр не станет. Нам надо крепко подумать над тем, как совместить эти два начала - яркую зрелищность, кассовость наших спектаклей с их идейно-художественными достоинствами, воспитательным значением. Достичь этого можно, хотя и нелегко. В лучших спектаклях прошлых лет нам это удавалось. Да и завершившие минувший сезон гастроли подтвердили такой вывод.
  - Кстати, где и как проходили гастроли!
 - В мае театр побывал на Украине, в Ворошиловградской области. Выступали в Краснодоне, Коммунарске, Свердлове, Стаханове,  других шахтерских городах. Творческие и финансовые результаты этих гастролей нас удовлетворяют.
  Довольно трудными оказались сентябрьские гастроли во Владимире. Сказалось многое: и близость столицы, и то, что Владимир сравнительно с Тулой невелик, и явная конкуренция возникших в последнее время многочисленных театральных студий. И все-таки нам удалось привлечь своими спектаклями зрителей Владимира, Вязников, Коврова, Мурома, других городов. Показали на гастролях весь свой основной репертуар, в том числе и три спектакля, выпущенных в конце прошлого сезона, которых туляки еще не видели. Это сказка М.Бартенева «Про Иванушку-дурачка» и пьеса С.Прокофьевой и И.Токмаковой «Дикие лебеди» по известной сказке Андерсена - оба спектакля для младших школьников, а также комедия П.Кальдерона «С любовью не шутят», рассчитанная на молодежь.
  - Как же будет складываться репертуар нового сезона! - Это уже вопрос к главному режиссеру.
  - Театр юного зрителя, - говорит Л.Е.Арзуньян, - всегда стоит перед очень сложной проблемой: надо так сформировать репертуар, чтобы  он удовлетворял зрителей разных возрастных категорий. Понимаем, что привлечь взрослых к нашим спектаклям не так-то просто, да и не стремимся к этому. Но младшие школьники, подростки, юношество, наконец, - это самая что ни на есть наша  зрительская аудитория. И сегодняшняя афиша театра, думаю, в основном интересам этой аудитории отвечает. Формируя будущий репертуар, мы заботимся о том, чтобы спектакли несли в себе прежде всего гуманистическое, общечеловеческое качало, чтобы зритель, уходя со спектакля, ставил  перед собой жизненно важные вопросы. И вместе с тем на сцене не должно быть сухой  дидактики, прямой назидательности, любой спектакль для юного зрителя мы обязаны облечь в яркую зрелищную форму.
  Есть ли такие спектакли у нас сейчас? Думаю, есть. Сравним два, очень разных по жанру, рассчитанных на юношество. Первый - поставленный в прошлом сезоне и оставшийся в новом - по пьесе Н.Коляды «Игра в фанты». Жесткая драма, без прикрас говорящая о проблемах, волнующих сегодня нашего молодого современника. И второй - «С любовью не шутят» Кальдерона.
  - Но почему вы обратились к Кальдерону! Испания, семнадцатый век...
  - Мы все сегодня ощущаем дефицит. И не только каких-то продуктов, товаров, а  прежде всего нормальных человеческих чувств, взаимоотношений.
  Они ярко проявлены в комедии Кальдерона. А ко всему прочему - это прекрасная драматургия, что, согласитесь, для театра важнее всего. Мне кажется, артистам С.Глушенковой, Т.Домской, Е.Небольсиной, С.Романову, В.Попову, Ю.Ратникову, С.Исмангулову, В.Глушенкову, художнику Т.Матус, балетмейстеру Т.Хижняченко удалось понять и воплотить то лучшее, что есть пьесе. Спектакль, по-моему, получился, о чем, кстати, говорит прием, оказанный ему во Владимире.
  - А чем еще порадуете зрителей!
  - Детскому театру необходимы хорошие сказки. И мы их постоянно ищем. Правда,  создавать на сцене по-настоящему сказочную обстановку, эффектную, яркую, неожиданную, нам не хватает технических средств, но мы стараемся эту нехватку восполнять собственной выдумкой, смекалкой. По-прежнему будут идти в новом сезоне «Приключения Чиполлино» Д.Родари, «Сон Матроса» С.Иванова, «Аленький цветочек»   С.Аксакова, «Погоня» Ж.Сименона. Все эти спектакли хорошо принимает детвора. К Новому году поставим пьесу Р. Сефа «Две Бабы Яги».
  В дальнейших планах для малышей у нас довольно широкий выбор. Тут «Горя бояться - счастья не видать» С.Маршака, «Песчаный корабль» А.Волкова, «Маленький шарманщик» Л.Устинова, «Страшные и веселые приключения ежика Трепы» А.Сафонова, «Хочу быть большим» Г.Сапгира и Г.Циферова.
  - Но это же план не одного сезона!
  - Да, я называю перспективу, конкретно на ближайшее время определим репертуар несколько позднее. Куда более серьезная  проблема - найти пьесу для подростков.     Хотим поставить либо «Остров капитана Бледе» В.Вербине и М.Мишина по известным романам Р.Сабатини, либо «Ищу товарища для игр» В.Ольшанского. И, пожалуй, самая главная сегодня проблема - поиск современной остросюжетной, проблемной молодежной пьесы. Поиск очень трудный. Приступаем к работе над новой пьесой В.Розова «Дома» - о воинах-афганцах, вернувшихся домой. Думаем о классике. Хочется поставить «Чудесную башмачницу» Гарсии Лорки или же «Утреннюю фею» Л.Кессоны. И никак не оставляет мысль о «Левше». Только не о том, что был поставлен некогда в нашем драмтеатре как «Тульский секрет», а о забытом теперь «Левше», написанном по лесковскому сказу Е.Замятиным.
  - Что ж, планы хорошие, остается ждать их реализации.

Э.Коротков (Коммунар 7/10/1989)



^ Наверх