Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

СКАЗКА О ДИКИХ ЛЕБЕДЯХ...



Фото СКАЗКА О ДИКИХ ЛЕБЕДЯХ...Зрители обсуждают новый спектакль Тульского областного театра юного зрителя «Дикие лебеди» по сказке Г.X.Андерсена. Режиссер спектакля - Е.Бгашев, художник - Л.Брустин, композитор  Г.Гиндес.

    ДА ЗДРАВСТВУЕТ СОЛНЦЕ!..
  В зрительном зале медленно гаснет свет. Под тревожные удары неумолимого гонга один за другим выходят на сцену действующие лица. И - замирают в безмолвии, словно каменные изваяния...
 Но вот молчание нарушается траурным восклицанием: «Умер король!». И есть в этом голосе скорбь по справедливому королю, и есть неуверенность в завтрашнем дне.
  Как и положено по жанру, в сказке есть олицетворение нечистой силы - это королева Регилья, обладающая чарами колдовства. Невзлюбила недобрая мачеха дочь покойного короля юную очаровательную Элизу и трех ее братьев (по сказке их, правда, двенадцать).
  Не может она смириться с тем, что Элиза, а не ее дочь Инге, люба соседнему королю Хельгеру. Регилья околдовывает братьев, превращая их в диких белых лебедей.
  Эпизоды, когда королева колдунья взывает к своей магии, полны таинства и чародейства: под ее руками появляется и предстает перед пораженными взглядами юных зрителей огненный шар величиной побольше футбольного мяча. Не хочешь, да сам и поверишь в колдовскую силу!
  Но если есть злая волшебная сила, почему бы не быть силе доброй! И она появляется на сцене в образе феи Фаты-морганы: «Есть, дорогая Элиза, способ вернуть человеческий облик братьям-лебедям. Нужно сплести из жгучей крапивы три кольчуги, но при этом  не  проронить ни слова. Запомни - хранить полное молчание!»
  Кажется, не хватит сил хрупкой и нежной Элизе, чтобы вынести все испытания. Жестокая Регилья приказывает незадачливым и трусоватым разбойникам Грошу и Бочке выполнить свое приказание - убить невинную девушку. Но не под силу разбойникам, полным отрицательного обаяния, исполнить волю Регильи - так беззащитна, так чиста Элиза. Тем более что в решающий момент на помощь своей сестре приходят братья.
  Архиепископ - еще один представитель мрачного лагеря бездушия и силы. Несмотря на все свое влияние на благородного короля Хельгера, он не в силах очернить его нежное чувство к Элизе. Тогда в ход идет испытанное средство - обман: усыпив молодого короля с помощью Регильи, Архиепископ ставит его именную печать на грамоту - теперь можно при всем честном народе, ничего не страшась, предать огню оклеветанную Элизу. Мрачность служителя церкви подчеркивает неподвижное, словно неживое, лицо и леденящий душу голос. Так и веет от Архиепископа холодом каменных застенков подземелья. С каким удовольствием он бросил Элизу на каменные плиты, устлав их жгучей постелью из почти готовых кольчуг!
  Вечно противостояние Добра и Зла. Стоит появиться на сцене шуту Ветерку и главной королевской мыши госпоже Хансон, как сразу же забывается гнетущая атмосфера злобных замыслов Регильи и Архиепископа. Сколько радости, юмора, света в диалогах Ветерка и госпожи Хансон. Как забавно выглядит Ветерок, вольготно раскинувшись в отсутствие своего посетителя в королевском троне!
  Юный Хельгер - настоящий сказочный герой. Сердцем почувствовал он, что Инге, выдающая себя за Элизу, не тревожит его детских воспоминаний. Как она непохожа на Элизу, с которой он провел столько радостных дней в детстве! Случайна встреча Хельгера с Элизой, но сердце короля наполняется чистой, как родниковая вода, любовью к девушке, хранящей обет молчания. Сердце, наполненное нежным чувством, уже не подвластно никаким колдовским чарам.
  Великий Андерсен не был бы трубадуром добра и справедливости, если бы не придумывал счастливые развязки для своих любимых героев. Добро должно торжествовать! Вот почему в счастливом финале мы видим радостные лица нашедших свое счастье Элизы и Хельгера, вместе с ними радуются и спасенные братья.
  Сказка заканчивается - заканчивается чудо. Но герои сказки живут в памяти благодарных юных зрителей. Будем вместе с ними верить в бескорыстие героев, в побеждающую силу добора.
 Мне вспоминается известное: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Новый спектакль тульского ТЮЗа еще раз убедительно доказал, что эта крылатая фраза очень точно отражает творчество Ганса Христиана Андерсена замечательного сына маленькой Дании.
 

Е. ОВСЯННИКОВ
 

Фото СКАЗКА О ДИКИХ ЛЕБЕДЯХ...ГДЕ ЛОЖЬ, А ГДЕ  НАМЕК
  Как все-таки портят нам кровь разные стереотипы! Очень уж трудно, оказывается, режиссерам отказаться от внушенных в далеком детстве или благоприобретенных штампов. Сказано нам: ружье должно выстрелить - и вот уже по декорациям первого действия можно безошибочно угадать финал спектакля, вдолбили нам, что сказка ложь, да в ней намек, и вот уже действие на сцене тонет в таком количестве намеков, что сказка за ними еле угадывается.
  Егору Бгашеву в своей новой работе удалось избежать самых коварных стереотипов, называемых «новаторскими приемами». Боюсь обвинений в консерватизме, но «Дикие лебеди», на мой взгляд, хороши именно некоторой своей традиционностью. Творческий коллектив ТЮЗа создал именно сказку, сказку интересную и детям, и взрослым. В ней нет королей-сталинистов. Архиепископ непохож на сотрудника ОГПУ, Элиза не имеет черт репрессированной в тридцатые годы.
  Может быть, конечно, такой спектакль и имел бы шумный успех. Но это был бы уже не Андерсен. Или еще не Андерсен.
  Говорят, что, ставя на сцене малоизвестную вещь, рискуешь меньше - в такой ситуации ты сам себе хозяин - кто проверит, дотягивает ли спектакль до уровня исходного текста. С «Дикими лебедями» гораздо сложнее - их знают и любят все, от мала до велика, и судят поэтому особенно строго. Режиссера можно поздравить с успехом - в своей постановке Егор Бгашев не просто скопировал Андерсеновский оригинал, но творчески осмыслил его, создал полноценный сценический вариант сказки.
  Между прочим, сделать это было не так просто не только с творческой стороны. Ведь сказки Андерсена - волшебные и, значит, нуждаются в трюках, приключениях, фантастических превращениях. Театральная сказка в этом отношении все больше сдает свои позиции киношникам – у тех ведь куда больше технических возможностей.
  Постановка ТЮЗа смотрится на одном дыхании, не хуже залихватского кинобоевика, конец ее вызывает просто разочарование: «Так быстро?..» А ведь идет сказка больше двух часов. Но эти часы до предела заполнены действием, на сцене - огненные вспышки, взрывы, колдовство, драки, схватки на шпагах, пересчитывание ребрами ступенек... И при всем том трюки не смотрятся случайно пристегнутыми ради дешевого эффекта - они необходимы по логике действия, органично вписываются в него.
  Но, конечно, главное в постановке - это страсти, живые человеческие страсти - любовь, ненависть, самоотверженность, жадность, зависть... Актерам и режиссеру удалось избежать атмосферы детского утренника, где герои черно-белы и ненатуральны. Персонажи «Диких лебедей» выпуклы, неоднозначны, они живут своей жизнью, заставляют забыть об условности театрального мира. Во многом тут помогает музыка Генриха Гиндеса, в иные моменты морозом продирающая по коже, а в иные - наполняющая зрителей пузырьками веселящего газа.
  И последнее. Я, конечно понимаю, что детская реакция - не абсолютный критерий в определении качества постановки, что детям не знакомы тонкости сценических теорий и проблем. Но посмотрите на них во время спектакля - ребята сопереживают, они дразнят незадачливых разбойников Гроша и Бочку, вместе с Хельгером влюблены в Элизу, пытаются помешать злым козням Мачехи и Архиепископа. Они верят, верят безоговорочно и всей душой, значит Егору Бгашеву вместе с коллективом театра удалась   главная задача - они создали Сказку... Сказку именно для детей, свежую незаштампованную, светлую - такую редкую гостью на нынешних детских сценах.
 

Р. ЕРМАКОВ
 

На снимках И.Антонова: Принцесса Элиза - актриса М.Жукова.
Шут Ветерок - актер В.Попов, Мышка Хансон - актриса Л.Жильцова.

(Молодой коммунар 7/11/1989)



^ Наверх