Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

СКАЗОЧНО СЕРЬЕЗНЫЙ РАЗГОВОР



Фото СКАЗОЧНО СЕРЬЕЗНЫЙ РАЗГОВОРЭти дни в детских театрах приравниваются к авралу, когда по нескольку раз — в одни и те же игры, но с разной толпой зрителей, банально-эпохальное «В лесу родилась елочка...» — исполняется осипшим голосом, но как национальный гимн. Именно про эту суматошную пору кто-то сложил частушку:

 

  Бабе скоро сорок лет,
Прыгает, как дурочка,
Кто она? Скажи ответ.
Правильно — Снегурочка!

 

  Впрочем, это клевета, Снегурочки в наших театрах всегда были прекрасны и молоды, в чем можно убедиться, заглянув в Тульский областной театр кукол и в ТЮЗ.
  Театр кукол встречает зрителей посвежевшим и похорошевшим: здесь сделали ремонт, и не «для галочки», а от души. Запах краски и попкорна, старые стены обновились, новая мебель, занавески, светильники... Господи, куда мы попали, ужель в тот самый театр, что разрушался на глазах и был мрачным, как дом политпросвещения? Но лица все сплошь знакомые, и в интермедии под елкой, и в спектакле. А на знаменитой чугунной лестнице — панно, которое можно бы сделать символом сегодняшнего кукольного: там диковинные птицы, которых каждый может трактовать, как знает. Одни говорят, что это птица счастья. Трудно спорить, но больше напоминает птицу Феникс, это ближе к театру сегодняшнему, который возродился как мифический герой.
  И все здесь такое новенькое, на каждом шагу, буквально с иголочки: участники интермедии в таких красивых костюмах, словно спрыгнули с рождественских открыток слащавой, лубочной Европы: в России персонажи всегда полохматей. А тут и наш отечественный Дедушка Мороз (А. Ганюшин), и Санта Клаус (П. Зырянов), и Снегурка — одна на двоих внученька (А. Трушкина). Оттанцевав положенное, все переходят в зрительный зал и смотрят «Снежную королеву»: Андерсен в постановке Трусова не нов, но вполне узнаваем. Вечная история Кая и Герды, в которых превратились Дед Мороз и Снегурочка, приключения в далекой Лапландии проходят под музыку харьковского композитора Игоря Гайденко. Тулякам это имя знакомо, он озвучивал спектакли «Сказки у самовара» и «Золотой ключик», и в новом спектакле действие заканчивается его сочинением на слова вагантов:
 

Песню Пой на новый лад,
Веселись и стар, и млад.

 

  После чистоты и блеска кукольного театра стены в ТЮЗе кажутся более обшарпанными: его ремонтом не баловали в прошлом году, лишь утеплили (хотя в зале по-прежнему, между нами говоря, прохладно). Но здесь к новогоднему празднику поставили трогательную сказку А. Усачева «Марко Богатый». Здесь со сцены ведут нешуточный разговор о добре и зле, о воздаянии по заслугам, о том, что Бог хранит каждого на этой земле. И вспыхивают рождественские звезды, появляется Ангел, вещающий пророчество, и сбывается самое сокровенное.
  Несомненно, режиссер А. Литкенс рисковал, берясь за такой материал: пьеса разговорная и подходит скорее для радиоспектакля с этим постоянным обменом репликами, нежели для театральной сцены, где надо каждую фразу обыгрывать и подтверждать. Эта зимняя сказка в лицах скорее святочная, чем рождественская, но чудо в ней все равно вершится, и некий нищий старик как посланник Божий предстает перед героями действия. И вспоминается есенинское «Шел Господь пытать людей в любви...» Эта попытка здесь сделана серьезно и вдумчиво актерами А. Вешниковым, Е. Трубициной, Н. Леоновой, А. Басовым, Р. Кондаевым, С.Исмангуловым.
  Но не без хулиганства, конечно, на то мы и в ТЮЗе: тридесятая страна, страшная и таинственная, перестает пугать, когда появляются ее жители, людоед Пищун (И.Берзон) с супругой (Н.Семкина). Ну, знаете, такого чукчи-шамана даже в Республике Саха нет, однако. А жена из русских: наших женщин даже в этой стране охотно в жены берут.
  А вся эта набожная и безбожная братия обитает в декорациях А. Питерских, где способен ожить каждый уголок, и вращающаяся карусель означает дорогу, движение, а синяя ткань — реку. Можно, конечно, и пофилософствовать насчет реки жизни и ее течения, но зрители этим себя не утруждают. Им интересно, с ними беседуют откровенно и всерьез, а снег на сцене вполне заменяет настоящий. И несмотря на дождь на улице — Новый год, каникулы, праздник..

Марина Панфилова (Тульские известия 9/01/1998)



^ Наверх