Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

СНЕГУРОЧКА, КИКИМОРА И ЛИСА...



Фото СНЕГУРОЧКА, КИКИМОРА И ЛИСА...Впечатления от Новогодних представлений и спектаклях Тульских театров.

 

  НОВЫЙ ГОД! Чудесный, волшебный, самый незабываемый! Праздник, рождающийся в атмосфере любви и несущий добро, особое счастливое настроение, душевный подъем, уют, мир и любовь. Семейный праздник. И ребенок, если семья здоровая, нормальная, оказывается в центре его. Расточают любовь взрослые, приходят Дед Мороз и Снегурочка с подарками.
  В эти дни мир взрослых является ребенку с самой лучшей стороны, и он, глядя на улыбки людей - родных и неродных, — приучается верить в жизнь, в добро, видеть за повседневной грубостью единение людей любовью, радостью, праздником.
  «Несчастье есть лучшая школа, говорят. Может быть. Но счастье есть лучший университет!» — воскликнул Пушкин. Воспитание доброты радостью — вот подлинный смысл празднования Нового года, игр вокруг елки — символа великого христианского праздника Рождества Христова. Ведь Рождество и есть настоящий праздник Нового года во всех цивилизованных обществах — а не календарный Новый год. Именно с рождения Христа, принесшего в мир закон любви вместо закона ненависти, и возник обычай наряжать елку игрушками (впервые это, по преданию, сделал Бог, зажегши звездочки на ее ветвях, чтобы порадовать младенца Иисуса).
  Наше одичалое от казенного атеизма общество еще не вернулось к многим великим общечеловеческим ценностям, к традициям духовной культуры. Мы по-прежнему празднуем Новый год, показывая детям суррогаты из надоевших им сказок, связанных с приходом Деда Мороза и кознями «нечистой силы» вокруг елки. У нас нет еще рождественской драматургии, но она появилась бы, если бы театры заявили свою потребность на нее.
  Вот с этих позиций мы должны, мне кажется, взглянуть на новогодние представления и спектакли в наших театрах.
  Тульский драматический театр — единственный, где детей поздравили с Рождеством, связав этот праздник с Новым годом, никак, правда, не объяснив ребятам, какая существует связь между ними. Но начало положено.
  Потом шла интермедия вокруг елки, в которой участвовали известные детям персонажи из книг и спектаклей. Были хороводы, чтения стихов, поздравления Деда Мороза и Снегурочки, зажигание елки — все, как заведено. Но атмосферы домашнего праздника с ее вниманием к каждому ребенку не было. Все игры у елки были ориентированы на самых маленьких гостей, да и то не на всех, а кто побойчей. Робкие дети жались к родителям, не шли К елке. Дети постарше гонялись друг за дружкой по фойе, пережидая игру маленьких детей. Тогда как все должны принимать участие в празднике — и дети, и их родители, и артисты театра. Принимать участие в детской радости, создавать атмосферу любви, единения людей всех возрастов. Тогда это и будет праздник Нового года, отвечающий его христианской идее. Потом детям показали спектакль «Принцесса и трубочист» по пьесе Л. Жуховицкого. Спектакль хороший, истинно детский, то есть наивный и трогательный, когда актеры не притворяются, не играют в наивность и не валяют дурачка, изображая сказочных персонажей, а на самом деле под сказочной оболочкой показывают настоящие пороки людей и их добродетели. Хорош разоренный, беспомощный, жалкий, но по-своему благородный Король. Правда, он несколько подражает Э. Гарину и его эксцентричным королям. Но это ничего, это ему идет. Хороши Принцесса, похожая больше на школьницу, играющую принцессу в школьном спектакле, ее поклонник Трубочист, похожий на школьника, тоже играющего в школьном спектакле, пройдоха Толстяк, главное оружие которого формальная логика, с помощью которой он докажет вам все, что угодно, и заставит вас делать то, что ему нужно. Министр, проныра и вор, но недалекий человек, придворная дама, Стражник и Няня. Режиссура изящная, мягкая, не позволяющая никаких грубых красок и безвкусия. Словом, спектакль принес детям истинное удовольствие.
  Театр юного зрителя еще меньше преуспел в создании атмосферы домашнего праздника Нового года, вышедшего из дома и ставшего всеобщим. Здесь подошли к этому традиционно, в большой степени формально. Дед Мороз начал свою поздравительную речь с трафаретных стихов, миллион раз уже звучавших на всех школьных новогодьях: что дети подросли за год, поумнели, что старый год у нас увенчался большими успехами (?), полетом в космос и т.д. Снегурочка (актриса - ? В программе нет фамилий участников интермедии), видимо, детей не любит, судя по тому, как она формально тараторила текст, опять-таки заезженный, потерявший всякое обаяние праздничного новогоднего поздравления. И дети интуитивно чувствовали это, они уже привыкли к этому казенному «празднику» без праздника, покорной гурьбой толпились в очереди у микрофона, чтобы торопливо прочесть стихи о елке. Многие так и не дождались этого единственного акта соучастия во всеобщем празднике. А дети повзрослее сидели в зале с родителями или бегали, ожидая начала спектакля. Потом был спектакль «Клочки по закаулочкам», пьеса Г. Остера, компиляция русской народной сказки «Заяц, Лиса и Петух». Режиссер В.Зарниченко, художник Т.Матус. Эта сказка детям давно знакома, и вряд ли она произвела на них сильное впечатление, тем более, что добро в ней — возвращение Зайцу его домика и изгнание Лисы — побеждает зло обманом, а не доблестью.
  И только театр кукол сам спектакль сделал новогодним представлением. Пьеса тоже была соткана из отголосков многих сказок с участием Деда Мороза, Снегурочки, Бабы Яги, Кикиморы, Кащея Бессмертного, неунывающего Иваиушки, кота Базилио и Лисы. Спектакль игровой, динамичный, веселый, органически вышел из зрительного зала в фойе, где продолжился у елки весельем детей уже всех возрастов. Но - увы! — еще при молчаливом стоянии в стороне их родителей.
  - Мы многому учимся заново, в том числе и отдыхать, радоваться, устраивать праздники. Хочу пожелать всем театрам на будущее, чтобы новогодний праздник сливался с рождественским, чтобы он был всеобщим, для детей и взрослых. Но для этого вести поиск репертуара надо уже сегодня..

Б.Сушков (Коммунар 28/01/1990)



^ Наверх