ЗАМЕТКИ О ТВОРЧЕСТВЕ ГЛАВНОГО РЕЖИССЕРА ТУЛЬСКОГО ТЕАТРА ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ В.А.БОГАТЫРЕВА.
В этот утренний час в репетиционной по-зимнему сумеречно и прохладно. О стекла огромных окон старинного здания холодно звенит колючий декабрьский снег. Трудно представить, что в этом прямоугольнике, равнодушных стен, где даже настоящие столы и стулья в соседстве с обнаженной бутафорией теряют свою реальную вещественность, берет начало то пронизанное светом софитов, наполненное вдохновенным словом, оформленное четкой графикой выверенных мизансцен действо, которое мы называем волшебным словом — театр. Кажутся совершенно случайными вполголоса произносимые слова, неуверенные жесты и движения... Но, видно, таков неумолимый закон процесса творческой работы, где подножия гор весьма прозаичны по сравнению с сияющими заоблачными верши нами.
...Он сидит у низенького режиссерского столика, накинув на плечи куртку, и торопливо, нервно перелистывает страницы пьесы, будто пытается найти в давно знакомом тексте ту фразу, то слово, которые мгновенно высветят изнутри неподдающуюся сцену, которые поселят под этими высокими холодными сводами горячий азарт настоящей работы. Но вот репетиция начинается, и уже через несколько минут догадываешься, что отнюдь не слово, не фразу, не ритм диалога, не четкость жеста выверяет режиссер. Ищется нечто иное, что пока не подвластно словесному выражению.
- Понимаете, Володя,— обращается он к одному из актеров, — содержание диалога, который вы ведете, это, пожалуй, лишь внешняя оболочка внутреннего состояния героев. Чтобы зритель почувствовал это состояние, где-то там, за текстом, пронизывая сцену, должна звучать длинная скорбная нота. Вы должны ощутить ее прежде всего в себе...
Нота... Я вдруг начинаю явственно осознавать то, что раньше лишь смутно, но постоянно ощущал, смотря спектакли молодого режиссера. По всей видимости, начало работы над каждым новым спектаклем у Богатырева сродни поискам поэтом, композитором самого общего, самого простейшего, но и самого глубинного ритма, звучания, которые являются неким отстраненным выражением сути произведения, сути, которая, порой в неизменном виде, пронизывает его художественную ткань. Это тот ритм шагов, то, из чего рождались стихи Маяковского, те переливы света и цвета, которые ощутимы в скрябиновских этюдах. Недаром так явственна почти во всех спектаклях, поставленных Богатыревым на сцене Тульского ТЮЗа, поэтическая, музыкальная струя. И отнюдь не в их прямом выражении, когда стихи и музыка звучат со сцены, а в самом строе постановок, в их общей стилистике и сценическом подтексте.
На наш взгляд, молодой режиссер вообще неравнодушен к драматическим произведениям, таящим в себе возможности поэтически приподнять, публицистически заострить содержание спектакля. Вспомним «Сказ о Мишке Коршунове», «Прости меня», «Нетерпение», «Дорогу к солнцу».
В этом отношении последняя работа режиссера, спектакль «Дорога к солнцу», наиболее характерна. Это и не удивительно: спектакль Владимир Богатырев поставил по своей собственной пьесе, и, по всей видимости, драматургическая и постановочная концепции здесь рождались почти одновременно. Спустя десять лет Тульский театр юного зрителя в своей работе вновь обратился к подвигу нашего земляка Героя Советского Союза Александра Чекалина. Но если спектакль «Твой сын», поставленный в 1970 году, скрупулезно, документально следуя событиям 1941 года, не избежал некоторого схематизма в раскрытии темы, то новую работу обвинить в голом воспроизведении сюжета весьма трудно. Документы, воспоминания очевидцев, письма послужили автору пьесы и постановщику лишь основой для создания обобщенного и глубоко правдивого образа времени. Времени, которое способно было рождать героев, подобных Саше Чекалину. Спектакль очевидно и намеренно перерастает рамки скупого воспроизведения подлинных исторических событий и становится своеобразным поэтическим гимном целому поколению юных героев, отдавших свою жизнь за свободу Родины, гимном тем ребятам и девчонкам, что ушли на войну, недолюбив, недопев, недомечтав. В то же время сценический образ Чекалина, созданный на сцене ТЮЗа Владимиром Андреевым, достаточно конкретен, история его жизни и подвига воспроизведена документально достоверно. Но на крыльях поэтического осмысления они как бы приподняты и приближены к зрителю, обращены не только к разуму его, но и к сердцу.
С самого начала и на протяжении всего спектакля, как бы настраивая сценический ансамбль, звучат обращенные в зал стихи поэтов, погибших в Великую Отечественную войну: Павла Когана, Михаила Кульчицкого, Николая Майорова и других.
Движение времени в спектакле весьма сложно. В основное действие спектакля искусно вплетены воспоминания, сны героев. Но осложненное реминисценциями действие тем не менее не теряет своего единства. Даже являющаяся главному герою в воспоминаниях и снах некогда рассказанная бабушкой сказка об отважном принце и любящей его принцессе сказка, которая, как воспоминание Саши, постоянно персонифицируется в глуби не сцены и становится как бы самостоятельным спектаклем в спектакле, не воспринимается как нечто искусственно привнесенное Сказка создает удивительны чистый образ детства, намеренно контрастирует с жестокостью и ужасом войны привнося дополнительный и очень важный поэтический штрих в ткань спектакля. Поставленные на цене ТЮЗа спектакли говорят о Владимире Богатыреве как о режиссере изобретательном, мастерски владеющим техникой постановки. Но изобретательность его сдержанна и строга, она далека от того постановочного «трюкачества», которым грешат порой молодые режиссеры.
Выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кино, ученик известного режиссера Зиновия Карогодского, Богатырев, несомненно, воспитан в лучших традициях ленинградской театральной школы, для которой, на наш взгляд, характерна взыскательность в выборе репертуара и выразительных средств постановки, глубокое постижение сути драматургического произведения, стремление к созданию , ровного и стройно звучащего актерского ансамбля в каждом новом спектакле.
Как бы ни были разнообразны по тематике, стилистике, общему настроению спектакли, поставленные Богатыревым на сцене ТЮЗа, нельзя не заметить ту любимую, выношенную и выстраданную тему, наличие которой всегда отличает настоящего художника от простого, пусть даже очень умелого, интерпретатора литературного произведения. Для Богатырева это, несомненно, тема постоянной ответственности каждого ныне живущего перед историей своей Родины, перед ее народом, ответственности перед самим собой, определяемой самыми высокими идеалами и нравственными критериями. Именно эта благородная нота звучит в лучших работах режиссера: спектаклях «Прости меня», «Нетерпение», «Дорога к солнцу».
...В репетиционной продолжалась работа. И могло показаться, что сейчас здесь делаются первые шаги к будущей премьере. Но это было отнюдь не так. Репетировалась сцена из спектакля, который уже идет на сцене театра, тепло принят зрителями и получил хорошие рецензии в прессе. И в этом, по всей видимости, еще одна особенность творческого почерка молодого режиссера: относиться к своим спектаклям не как к раз и навсегда заведенной машине, а как к хрупкому живому существу со своей сложной внутренней жизнью, со своей подверженностью внешним влияниям. И смысл репетиции, с которой мы начали рассказ о творчестве Владимира Богатырева, состоял в том, чтобы еще раз выверить высоту и чистоту звучания основной ноты спектакля, настроить ее по камертону режиссерского замысла.
"на сцене и за кулисами" - На снимках:
Репетицию проводит Владимир Богатырев.
Сцена из спектакля «Ох, уж эти челдобречки». Слева направо: актеры Наталья Маркова, Андрей Аваков, Валентина Золотова.
Актриса Валентина Силко и гример Валентина Трубникова.
Художники - декораторы Татьяна Миронова (слева) и Галина Мишина.
Актер Александр Исмангулов и режиссер-постановщик Виктор Шубников на репетиции нового спектакля ТЮЗа «Кот в сапогах».
Актер Владимир Андреев в роли Шишка из спектакля «Не уходи никогда»..
Н.Тимофеев, фото В.Маслова (Молодой коммунар 26/12/1981)