Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ



Фото СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМНа днях в «Правде» было опубликовано письмо десятиклассницы из г.Запорожья Людмилы Макуха под заголовком «Стать человеком».

 

  Выпускницу школы, как и миллионы ее сверстников, горячо волнует естественный вопрос: «Кем стать?». И хотя она твердо знает, что прежде всего «Стать надо человеком!», все же слагаемые этого понятия вызывают у нее немало вопросов. Она не согласна, например, с той частью молодежи, вторая больше всего ценит в людях смелость, мужество, гордость, силу воли и только затем скороговоркой добавляет к этим качествам доброту, чуткость, отзывчивость. «А может, - пишет она, - сначала доброта, а потом сила? Может сначала чуткость, - потом мужество? Быть человеком… А может это значит уметь улыбнуться солнечному закату, в трудную минуту подать руку помощи, уметь вложить частицу себя в любое, даже самое незначительное дело?»
  Нравственные критерии девушки отчетливо просматриваются в ее размышлениях, они определены условиями нашей жизни, нашим моральным кодексом, и когда она утверждает, что «Быть человеком - значит никогда не остудить своего сердца», мы полностью присоединяемся к ней, радуясь тому, что молодой человек вступает в жизнь с твердыми и верными принципами. Ну, а как же быть с ее «оппонентами»?
  Публикация этого письма случайно совпала с началом гастролей в Липецке Тульского театра юного зрителя - спектаклем «Прощальный вальс», по пьесе Л.Табукашивилн, который как раз и посвящен этим «оппонентам». Главный герой спектакля Важа Гиоргадзе чуть-чуть старше автора письма в «Правду» - он уже студент, но вот ему-то и недостает той зрелости, которую проявила школьница. Да простится мне сопоставление реально существующего человека с литературным героем, однако заблуждения Важи в силу разных причин не столь уж редко встречаются среди молодых людей. И, приведя письмо, я лишь хочу показать, что ошибкам нашего героя противостоят в народе мощные силы.
  Итак, Важа, способный, энергичный молодой человек, из так называемой «благополучной семьи» ищет и не находит применения своим силам. Ему хочется «большого дела», он жаждет подвига. Если бы он родился до революции - он бы расклеивал листовки, если бы до Великой Отечественной войны - сражался в рядах партизан. «Но объясните мне, что делать студенту в наше спокойное время?» - восклицает Важа, не видя, куда приложить силы. Возникшая неудовлетворенность приводит к тому, что через край бьющая энергия обращается грубостью по отношению к родителям, острый ум расходуется на насмешки в адрес товарищей. Артист Н.Коншин, выступающий в этой роли, по возрасту не намного старше своего героя, он явно увлечен и искренен, но при этом сохраняет определенную мягкость характера, и это обстоятельство обогащает образ: сквозь грубость, порывистость, злой язык просматривается добрый и отзывчивый, хотя в чем-то и заблудившийся молодой человек. Но откуда у него эти «завихрения»?
  Отвечая на этот вопрос, театр вводит нас в атмосферу семьи Гиоргадзе. Мы встречаемся с неплохими вроде бы людьми, заботящимися о своем сыне, волнующимися за его промахи. Но отец Отар (артист Ю.Ратников) вечно занят, ему недосуг разбираться в вопросах, волнующих сына, недосуг помочь ему понять, в чем заключается смысл жизни, когда вокруг не бушует огонь войны, не свистят пули классовых битв. Молодо-зелено,    обживется - сам поймет. Любящая мать Саломе (артистка В.Богачева), кажется, все делает, чтобы сын ее был хорошо одет, обут, накормлен и прилично себя вел (для    последнего у нее значительный запас нотаций: так не ходи, этого не делай, не груби, занимайся и т.д. и т.п.): «Кто скажет, что я плохой отец? - вторя Отару, горделиво восклицает его товарищ Нодар. - Хочет дочь заниматься музыкой? Я ей из Ленинграда      рояль привез. Нравится английский язык? Пожалуйста! Все желания детей удовлетворяются: нам было трудно - пусть им легко будет». Но за всем этим стремлением создать детям тепличные условия, упускается главное - душевный мир молодых людей, становление их мировоззрения, сложнейший процесс духовного возмужания. Именно здесь особенно нужна молодежи помощь старших и именно в ней было отказано Важе. Отказано бессознательно? Возможно, хотя (обратите внимание) Саломе по профессии - педагог, а Отар - социолог... Такое порой случается в жизни, и последствия этого предвидеть трудно. С нашим героем - обошлось. Правда, автору пьесы пришлось для  этого провести Важу через крайние испытания - ему изменяет любимая девушка, умирает мать. Вот только тогда по-человечески заговорил отец с сыном - о жизни, об отношении к людям. Тогда-то и сын понял свои заблуждения.
  Но так ли уж нужны подобные удары судьбы, чтобы юноша стал Человеком? Театр провел своего героя весьма тернистым путем, но вместе с тем он наглядно показал: путь этот вовсе не обязательно связан с большими потерями, надо только, чтобы старшее поколение людей щедрее делилось с молодежью не столько материальными благами, сколько духовными, надо прежде всего беспокоиться о преемственности идейных завоеваний.
  Первое знакомство с гостящим у нас коллективом оставило благоприятное впечатление. Режиссерский замысел (постановка Г.Когтева) воплощен актерским ансамблем четко, заложенные в спектакле мысли не допускают разнотолков. Введение в спектакль песен на стихи Расула Гамзатова (композитор Г.Гиндес) дало возможность крепче связать отдельные картины и не снижает динамику сценического повествования. Некоторые шероховатости постановки естественны - актеры выступали на новой для себя сцене, перед новым, непривычным для них зрителем. Как-то он отнесется к спектаклю? Впрочем, если такие опасения были, то очень скоро должны были развеяться - молодежная аудитория, заполнившая зрительный зал, в целом, тепло приняла спектакль.

 

К.Гуренок ("Ленинское знамя", Липецк 15/05/1977)



^ Наверх