Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

СТРАНИЦЫ ЕГО ИСТОРИИ



Фото СТРАНИЦЫ ЕГО ИСТОРИИК 65-летию Тульского ТЮЗа

 

Театр юного зрителя. Когда и как он начинался? Стоит вспомнить об этом. В 1931 году в газете «Коммунар» была напечатана заметка «К 7 ноября открыть детский театр». В ней читаем: «В Туле, в осуществление решения горсовета, дирекция гортеатра приступила к организации инструктивно-педагогического показательного детского театра, который явится филиалом московского ТЮЗа. (Тула в то время входила в состав Московской губернии — С. Р.).

 

  ТЕАТР будет строить работу с учетом обслуживания детей от 6 до 9 и от 9 до 16-летнего возраста,— он также будет вести работу с родителями по вопросу воспитания детей.
  Театр должен начать свою работу в день 14-й годовщины Октябрьской революции. Тульская общественность должна окружить вниманием и руководством детский театр».
  А вот объявление в той же газете: «Тульский театр юных зрителей принимает заявки на целевые спектакли как в гортеатре, так и с выездом в школы и клубы. Справки выдаются в конторе гортеатра ежедневно с 11 до 4 часов дня.
  Открытие сезона 8 ноября. Дирекция».
  ...Итак, Тульский ТЮЗ открылся 8 ноября 1931 года в помещении драматического театра. Его основателем и первым режиссером был Владимир Владимирович Истомин-Кастровский. Актерами были его дед, отец и мать.
  В гражданскую войну Владимир Владимирович в составе фронтовой труппы 52-й стрелковой дивизии выступал перед бойцами у Каховки, являлся режиссером при Первом Красногусарском полку. После войны жизнь забрасывала его в театры Украины и Белоруссии.
  В Туле Истомин-Кастровский вместе с матерью появился в 1925 году. Был ведущим актером и очередным режиссером в драмтеатре, руководителем театрального коллектива клуба «Красный оружейник», организатором «Молодого рабочего театра» (МРТ). Актеры этого театра и стали ядром ТЮЗа.
  Истомин-Кастровский ходил в гороно и горком комсомола, доказывал: «Туле нужен специальный педагогический детский театр». Молодого энергичного театрального деятеля поддержали:
  — Действуйте! Ждем хороших, умных спектаклей...
  И такие спектакли появились.
  ...Кстати, Истомин-Кастровский был не только актером и режиссерам, но и драматургом. Им написаны пьесы: «Павлик Морозов» (ставилась многократно; пьеса с таким же названием написана и В. Губаревым), «Запазушный враг» (осталась в рукописи), в сотрудничестве с писателем К. Седых, автором одноименного романа, пьеса «Даурия», литературный монтаж «В гостях у Ивана Грозного».
  В августе 1978 года Владимир Владимирович Истомин-Кастровский (по моей инициативе) приезжал из Ленинграда в Тулу, чтобы встретиться с артистами, рассказать новому поколению тюзовцев о поре становления их театра.
  ...Детский театр. Это ли не лучшее средство воздействия на юную душу. Вспомним мудрые слова: «Если есть на земле чудесное, то только на сцене» (К. С. Станиславский), «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» (Н. В. Гоголь), «Увеселение юных дней моих! Будь утешением чад моих! Да прилепятся они к тебе более других утех!» (А. Н. Радищев).
  И добавлю к словам великих:
 

«Папы и мамы,
Скажу без затей:
В театр самый-самый
Водите детей!
Польза большая
В театре том есть!
ТЮЗ воспитает
В них совесть и честь.
Верное сердце,
Тьму прочих щедрот
И доброту,
Что нетленно живет».

 

  ...Вернемся к первой странице истории нашего ТЮЗа. В художественный состав театра в 1931—1932 гг. входили: режиссер В. Истомин-Кастровский, художники С. Кузнецов и М. Никулин, балетмейстер М. Понятовская, заведующий музыкальной частью А. Боровик, актеры — А. Алексеева, В. Басевич, С. Дагаев, С. Ефремов, В. Ларин, В. Маликов, Н. Мелиоранский, Т. Наумова, О. Островская (первая женщина, игравшая роль Гамлета, заслуженная артистка РСФСР), А. Пильх, М. Рунич, В. Павлов, В. Светин, С. Соколов, В. Суворов, В. Трофимов, А. Игнатова. Директором стал А. Матвеев.
  8 ноября 1931 года возле драмтеатра (ныне здание филармонии) задолго до начала собрались празднично одетые юные зрители с родителями, учителями. Цветы, улыбки, оживленные разговоры.
Вместительный зал драмтеатра оказался переполненным. Еще бы! Более месяца в школах, на фабриках и заводах города велась подготовительная работа к этой встрече. Театр пестрел пионерскими галстуками. Гремел духовой оркестр. На театральном занавесе — тюзовская эмблема: на фоне развернутого знамени — пионер, трубящий в горн.
  После официальной части раздался сигнал гонга. С третьим ударом из-за занавеса вышел В. Истомин-Кастровский, поздравил собравшихся с открытием детского театра, рассказал о спектакле, который они сейчас увидят, пригласил их чаще бывать в ТЮЗе.
  Вдруг вышел артист и сказал: «У нас все готово: декорации поставлены, артисты загримированы, но спектакль придется задержать».
  В зале зашумели. В проходе появилась взволнованная пионерка, крикнула:
  — Почему?!
  Ребята зашикали на нее, кто-то громко сказал:
  — Да сядь ты, не мешай слушать!
  Но девочка, чуть не плача, пошла на сцену. Это была самая юная артистка (в ТЮЗе играла и ее мать) Саша Пильх.
  Актер продолжал:
  — У артиста Ефремова пропал сын. По донесениям нашей разведки его увезли китайцы. Поэтому мы все отправляемся на пароходе в погоню за похитителями. Можем взять с собою кого-нибудь из вас...
  Зал взорвался звонкими выкриками:
  — Меня!
  — И меня!
  — Я тоже хочу!
  Ведущий поднял руку:
  — Всех нельзя. Мы будем отсюда наблюдать за погоней, помогать ей. Итак, поехали...
  Пошел в стороны занавес. Представление по пьесе Н. Шестакова «Путь далекий» началось.
Выбор пьесы не был случайным. В декабре 1929 года Особая Дальневосточная армия под командованием В. К. Блюхера разгромила милитаристов, состоялись советско-китайские переговоры, было принято соглашение о ликвидации военного конфликта в районе Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
  «Путь далекий» — интересный игровой спектакль. Живой, веселый, подлинно детский.
  ...Театр начал жить. Расклеенные по городу афиши предлагали взрослым посмотреть пьесу Е. Галати «Мы виноваты», сообщали ребятам 10—16 лет о готовящейся для них постановке «Изобретатели».
  Первое время ТЮЗ не имел своего постоянного помещения. До конца 1931 года его базой считался драмтеатр. Показывали спектакли в школах города и сел, в театре «Аполло» (угол улиц Каминского и Ф. Энгельса), на сцене клуба «Красный оружейник», в Народном доме, в помещении театра «Олимпия» (тогда летний театр в Кремлевском саду), в Доме работников просвещения. Короче — где придется.
  Только 15 ноября 1936 года было решено передать театру юного зрителя Дом техники оружейного завода, находившийся в здании Народного дома.
  28 ноября 1936 года в газете «Коммунар» появилось объявление: «Театр юного зрителя. Спектакли с 28 ноября, в связи с переездом театра в новое помещение, переносятся. О дне возобновления работы театра будет объявлено особо». А 17 декабря 1936 года «Коммунар» сообщал: «Театр юного зрителя. 18, 19, 20 декабря первые спектакли в помещении быв. Нардома.
  Премьера «Сережа Стрельцов». Пьеса в 3 д., 6 карт, для школьников от 5 класса.
  Постановка заслуженной артистки республики Л. И. Дейкун...»
  Справили новоселье, а заодно и пятилетний юбилей театра. С тех пор областной ТЮЗ обосновался тут, в здании на ул. Коминтерна. Бесприютная жизнь тюзовцев наконец-то окончилась. Кстати сказать, вместе с ТЮЗом в этом здании некоторое время работала оперетта (была, была в Туле и она), здесь начинался театр кукол.
  В 1939 году состоялся 1-й Всесоюзный смотр детских театров страны. Тульский ТЮЗ был представлен на нем пятью спектаклями: «Сказкой» М. Светлова, «Пионерской заставой» Н. Хорькова, «Зеленым лугом» Балабана, «Не все коту масленица» А. Н. Островского, «Красной шапочкой» Е. Шварца. Все они прошли вполне успешно.
  Сезон 1940—1941 гг. тюзовцы начали с большим подъемом: готовились отметить десятилетний юбилей театра. Помешала грянувшая война. Не прошло и получаса после объявления по радио о вероломном нападении Германии на Советский Союз, как артисты явились в театр, стали готовить особую концертную программу.
  Началась новая жизнь: тревожная, но кипучая. Артисты ежедневно выступали на вокзалах перед отправляющимися на фронт, перед ранеными в госпиталях. Учеба в кружках ПВО и Красного Креста, дежурства во время воздушных тревог, ночные репетиции...
  Но вот смертельный враг уже под Тулой. Артист П. Любимов, имея бронь, вместе с бутафором Тормозиным ушел в Рабочий полк, погиб, защищая свой город. Отдали жизни за Родину артисты П. Корабельников, В. Михайлов.
  В дни обороны Тулы в ТЮЗе разместились эвакопункт, казармы. В зрительном зале — нары в три этажа, всюду вороха соломы.
  После того, как фашистов отогнали от города, театр стал набирать высоту. Попасть на его спектакли удавалось не всем желающим, на улице, около театра и на подходах к нему нередко можно было услышать: «Нет ли лишнего билетика?»
  В ТЮЗ стремились потому, что театр создавал отличные спектакли по произведениям русской и зарубежной классики, стремился брать к постановке лучшие современные пьесы.
  Любопытным оказался сценарий театра «Классики в гостях у зрителей Тульского ТЮЗа», на представлении которого побывал журналист М. А. Мосолов, описавший тот вечер в газете «Коммунар». Предоставим ему слово:
  «Пестрые маскарадные костюмы, раскрасневшиеся оживленные лица, говор, смех. Несколько сот школьников восьмых—десятых классов заполнили вестибюль, лестницы, зрительный зал и комнату отдыха театра юного зрителя. Пока за плотно закрытым занавесом совершаются последние приготовления, шумливая, хохочущая молодежь устроила танцы и веселые игры.
  В самый разгар веселья распахивается дверь, и ливрейный лакей объявляет:
  — Бал в имении Лариных открыт!
  В зал входит оригинальная процессия. Впереди с лорнетом у глаз важно выступает сама помещица Ларина, а за ней пестрой толпой попарно шествуют гости в причудливых костюмах. Здесь и монахи, и цыгане, и щеголи в голубых и коричневых фраках, и купцы, и барышни пушкинской эпохи, и украинки. Смех и шутки встречают гостей.
  Звонок приглашает в зал. На сцене перед занавесом — стол и стулья. Собрание? Да, но необычное. За столом зав. пед-частью Чеснокова. Она предлагает президиум:
  — Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Островский, Крылов.
  Громкими аплодисментами встречается каждая хорошо знакомая фамилия.
  — Прошу выбранных занять места!
  И вот из-за занавеса появляются жизнерадостный Александр Сергеевич Пушкин под руку с сосредоточенным Александром Сергеевичем Грибоедовым, выходят грустный, сутулящийся Николай Васильевич Гоголь и степенный Александр Николаевич Островский, а за ним важно выступает толстый Иван Андреевич Крылов.
  Артисты ТЮЗа, играющие классиков, сумели удачно подобрать и грим и костюмы.
  — Вечер встречи классиков с героями своих произведений,— говорит распорядительница,— объявляется открытым.
  Сейчас наши уважаемые писатели отчитаются перед вами в своей работе!
  «Творческий отчет» начинает И. А. Крылов. Он объявляет:
  — Ученики четырнадцатой школы покажут вам в лицах мои басни «Демьянова уха» и «Любопытный».
  Крылова сменяет Пушкин. Ученики 4-й, 6-й, 8-й и 13-й школ показали отрывок из «Евгения Онегина» — разговор Татьяны с няней, отрывок из «Бориса Годунова» — сцены в корчме и в замке Мнишек.
  Затем наступает очередь Гоголя. Несколько сцен из «Ревизора» и «Женитьбы» были неплохо сыграны учениками 5-й, 7-й школ.
  На сцене Островский. Он представлен явлениями из «Грозы» (разговор Варвары и странницы Феклуши) и «Свои люди — сочтемся» (монолог Липочки).
  Последним «отчитывается» Грибоедов. Ученики 1-й образцовой и 5-й средней школ показали сцену из «Горя от ума» (монолог Фамусова, разговор между Фамусовым и Чацким).
  Задернулся занавес, и долго еще пела, танцевала, веселилась молодежь, провожая весенние каникулы, бодро и радостно вступая в последнюю четверть учебного года».
  ...2-й Всесоюзный смотр детских театров состоялся в апреле 1952 года, и он тоже оказался удачным для тульского ТЮЗа. А в 1958 году проводился 1-й Всесоюзный фестиваль ТЮЗов. Тульский на нем отличился.
  1958 года представитель жюри фестиваля вручил коллективу театра диплом второй степени (за спектакли «Именем революции» М. Шатрова и «В поисках радости» В. Розова). Лауреатами стали артисты В. Андреев, Б. Белов, В. Комаровская, режиссер А. Соколов. Многие артисты, другие работники театра были награждены грамотами и ценными подарками.
  2-й Всесоюзный фестиваль состоялся в 1962 году, туляки в нем приняли участие. А когда в 1978 году в Туле проходила заключительная декада Всероссийского смотра спектаклей, посвящённых 150-летию со дня рождения Л. Н. Толстого, Тульский ТЮЗ показал две инсценировки произведений великого писателя: повести «Казаки» и сказки «Иван дурак и старый дьявол». И получил диплом.
  ТЮЗ побывал на гастролях в Архангельске, Северодвинске, Новгороде, Ярославле, Иванове, Костроме, Смоленске, Калуге, Владимире, Вильнюсе, Каунасе, Брянске, Чернигове, Черновцах, Виннице, Белой Церкви, Севастополе, Днепропетровске, Белгороде, Курске, Орле, Липецке и конечно, во всех городах и едва ли не всех селениях своей области.
  За его достаточно долгую историю Тульскому театру юного зрителя очень редко изменяла высокая требовательность к формированию репертуара. Здесь всегда помнили, что для детей надо играть так же, как и для взрослых, только еще лучше. Старались также, чтобы в театр шли не одни лишь малыши, но и старшеклассники, и люди вполне взрослые. Поэтому кроме традиционных для такого театра сказок и приключенческих спектаклей на его сцене в разное время ставились пьесы А. Грибоедова и А. Островского, Д. Фонвизина и Н. Гоголя, Л. Толстого и М. Горького, Ж.-Б. Мольера, У. Шекспира, Ф. Шиллера, произведения Л. Леонова, А. Арбузова, В. Розова, М. Шолохова, В. Астафьева... Никогда не забывается здесь тема Великой Отечественной войны. Еще в 1946 году, первым в стране, Тульский ТЮЗ поставил инсценировку романа А. Фадеева «Молодая гвардия», да так, что спектакль помнится старожилам и теперь, полвека спустя. Не забылись и «Нашествие» Л. Леонова, «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, многие другие спектакли о мужестве героев минувшей войны.
  В разное время на сцене Тульского ТЮЗа играли многие прекрасные актеры. Среди них сын прославленного певца И. Бурлака-Андреева, племянник известного в театральном мире артиста — Путята, выступала представительница славной петербургской литературной фамилии — Панаева. Здесь начинали свой плодотворный творческий путь народный артист СССР В. Невинный, народные артисты России Е. Пчелкина (ныне почетный гражданин Тулы), Н. Казаков, заслуженные артисты России М. Постников, Е. Полосин, К. Шорыгин, Б. Белов, Б. Чукаев, Л. Петрик и другие.
  Среди режиссеров назовем заслуженных деятелей искусств России К. Бережного, С. Петрова, заслуженных артистов России В. Бровкина (всем знаком его телесериал «Следствие ведут знатоки»), В. Лебедева, народного артиста Грузии Н. Я. Маршака, брата известного поэта. Плодотворно работали тут и Р. Соколов, В. Богатырев и другие режиссеры.
  Тульский театр юного зрителя начинал свою дорогу по жизни со спектакля «Путь далекий». Дорога оказалась действительно долгой, и она продолжается, приближается 65-летие деатра. Для человека это уже пенсионный возраст, а ТЮЗ всегда молод. Это театр для людей от семи до семидесяти, где зрители всех возрастов могут найти пищу для ума и сердца..

С.Рассаднев (Тула вечерняя 24/07/1996)



^ Наверх