Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ТАКОЙ ВОТ КУЛЬТПОХОД



Фото ТАКОЙ ВОТ КУЛЬТПОХОДСПЕКТАКЛЬ уже, начался. На сцене стонали раненые; зверствовали, пытали пленных гестаповцы, расстреливали патриотов, бродила сумасшедшая женщина... Однако все эти «страсти» никого особенно не впечатляли: в зале стоял шум. Это был культпоход учащихся 6—8-х классов, они пришли вместе с учителями, и было слышно, как то в одном, то в другом углу зала те громким шепотом утихомиривали ребят.

 

  Мало обычного шуршания бумажками от конфет — вот кто-то позади нахально запел: «О, Джонни, Джонни...», а с другой стороны свистнули на весь зал. После этого не выдержал один из организаторов культпохода, встал и, не обращая внимания на идущий полным ходом спектакль, зычно крикнул:
  — А ну, кончай базар! Тихо ! Еще тише!..
  Да, такого видеть мне еще не приходилось. Спектакль «Взлет» по пьесе А.Дударева, поставленный режиссером Ю.Шиловым, явно бил мимо цели. А ведь это был спектакль о Великой Отечественной войне. Человеку, пережившему войну, оккупацию, зверства фашистов, видеть эту профанацию великой темы, наблюдать реакцию подростков, честное слово, было свыше человеческих сил. Хотелось сказать режиссеру: «Не умеешь — не пережил, не прочувствовал — не берись за такую тему, не прикасайся к ней». Впрочем, потом мне говорили, что поначалу спектакль был хорошим, принимался зрителем взволнованно. Не знаю. Мне довелось смотреть спектакль не премьерный. Ну, так что же? За два десятка представлений остыл жар души, пропало мастерство, расшатался весь спектакль? Как это могло случиться, если Ю.Шилов еще работал в те дни в театре и наблюдал жизнь своего детища?
  Незавидной оказалась судьба и второго спектакля, поставленного Ю.Шиловым, — «Жестокость» по пьесе П.Нипина. Спектакль долго не принимался художественным советом. Режиссер подробно растолковывал, что он предполагал показать течение живой, настоящей жизни, борьбы с казенным ее пониманием, рутиной, что это должен был быть спектакль-притча, спектакль-диспут. На поверку же это оказалось убийственно скучное зрелище, составленное из разрозненных кусочков, сыгранных в невероятно устаревшей манере. Юный зритель не принял его. Впрочем, спектакль вскоре как-то незаметно исчез из репертуара...
  Судьба этих двух спектаклей еще раз убедительно показала, что обстановка в нашем театре юного зрителя сегодня явно неблагополучна. И неблагополучна она, главным образом, в части репертуара для подростков и юношества, а это, думается, самый серьезный пробел в работе театра.
  Именно подростков, юношество должен стараться увлечь театр юного зрителя, заставить полюбить себя. Пока же эта категория зрителей наш ТЮЗ явно не полюбила. Это видно из того, что до сих пор работники ТЮЗа вынуждены ходить по школам и уговаривать руководство взять у них билеты для распространения по классам. А организованный культпоход в ТЮЗ не стал желанным праздником для тульского подростка, что видно из описанного выше...
  Нравственные издержки этого больше, чем кажется на первый взгляд. Театр в формировании личности нельзя заменить ни кино, ни телевидением. «Живой» спектакль, давая подростку живые сценические впечатления исподволь, прививает юному человеку навыки истинно человеческого общения, пробуждает способность сопереживания, развивает его творческие возможности. Психологи пишут, что в подростках живет настоящая тоска по театру — они не даром, неосознанно, всегда стараются «театрализовать свою жизнь», постоянно импровизируют, «разыгрывают» всевозможные ситуации и друг друга, во всех их компаниях, студиях, обществах, кружках всегда очень силен момент театрализации, игры — иначе им просто неинтересно жить.
  И если подростку скучно в театре — это не его вина и не его беда. Это беда театра. Ведь те же ребята, что едва не сорвали спектакль, о котором речь шла вначале, ловили каждую реплику и кричали «браво» в том же ТЮЗе на «Акселератах». Поэтому не надо, как это часто любят делать главные режиссеры ТЮЗа, увы, меняющиеся там каждый год, утверждать, что в Туле плохой зритель. Те, кто живет в Туле давно и имеет отношение к ее культурной жизни, знают, что в Туле хороший, тонкий, умный зритель, настоящий ценитель искусства. Туляку это и доказывать не нужно. А юного зрителя можно воспитать лишь хорошими спектаклями, и больше — ничем.
  Тула «обеспечена» театрами, как далеко не всякий город, то есть имеет «полный набор»— кукольный, ТЮЗ, драматический. Трудно найти у нас молодую семью, которая уже с трех лет не водила бы своего малыша в кукольный театр: пусть будет для него праздник, пусть он с «младых ногтей» учится различать добро и зло, правду и ложь, благородство и низость...
  Потом, когда он немного подрастет, все те же папа и мама или бабушка с дедушкой благополучно, за ручку переводят свое чадо из кукольного, в театр юного зрителя.
  У тульского ТЮЗа есть чем встретить своих маленьких зрителей, есть возможность заставить полюбить свой театр. Легендарного «Зайку - зазнайку», который идет здесь десять лет и выдержал около восьмисот представлений наверняка, посмотрели все малыши  нашего города и помнит каждый пятиклассник. Обаяние сказки плюс особенности   возраста... В  детстве сказки  перечитываются бессчетное число раз, и  каждый раз все с той же бурей чувств переживает малыш продел хитрой Лисы, жестокость злого Волка, так  же льёт  слёзы жалости к Козлику, от которого «остались рожки да ножки...».
  Поставлено и несколько новых сказок, идущих с успехом. О них речь впереди. Но театр педагогический, каким является ТЮЗ, то есть призванный воспитывать подрастающее поколение, просто не вправе терять зрителя в том возрасте, когда он более всего нуждается в понимании, поддержке, в духовном наставничестве и руководстве.
  Есть ли сегодня у ТЮЗа запас сил, ресурсы души и таланта, чтобы выправить положение? Думается, они есть.
  Четвертый сезон работает в ТЮЗе молодой режиссер В.Тихонравов. Это время оказалось достаточным, чтобы уже можно было сказать: работает Тихонравов плодотворно, у него есть свой почерк, есть любимые идеи. Несколько поставленных им спектаклей заметны, живут полнокровно. Три из них — для младших ребят. «Белоснежка и семь гномов» — первая работа в Тульском ТЮЗе В.Тихонравова, «Приключения Буратино, или Золотой ключик» по-настоящему играется только в этом сезоне, а «Сказка о царе Салтане» только что поставлена. По выходным дням на «Буратино» — аншлаг, у подъезда слышится давно забытое «Нет ли лишнего билетика?» Отличительная черта этих спектаклей та, что на них и взрослым зрителям, пришедшим со своими малышами, не бывает скучно. Почему?
  Праздничность, яркость, музыкальность всех трех постановок — это первое. Второе — добрая, доверительная интонация по отношению к зрителю, доля доброй иронии, отстраненности от содержания спектакля, как будто актеры нам говорят: мы играем для вас, нам весело и приятно играть, мы хотим, чтобы и вам у нас в театре было хорошо... Добры и мудры гномы и куклы в этих спектаклях, у них есть чему поучиться и нам, взрослым... Гномы из «Белоснежки»—веселые, дурашливые, чудаковатые и серьезные, живут главной идеей: не дать людям свое опасное изобретение («паровую бомбу»), пока они не поумнеют. В то же время они умеют любить и помогать людям. Куклы из «Буратино» на поверку оказываются куда живее и человечнее «живых» Карабаса-Барабаса и Дуремара, и вообще, надо подумать, кто еще там настоящие люди... Эти куклы живут и страдают, они благородны и самоотверженны, «любовная линия» Мальвины и Пьеро (артисты М.Федорова и С.Баринов) сыграна прямо-таки восхитительно, и даже в Карабасе (И.Тюрин) впервые просматривается «второй план» — видно, что не столько он зол, сколько старается быть таким, потому что считает: управлять актерами можно только руганью и побоями... Есть, конечно, в этих спектаклях какие-то просчеты — слабо разработанная сцена гибели мачехи в «Белоснежке», затянутость отдельных сцен в «Буратино», и «Царе Салтане» но в целом они идут сейчас с большим успехом.
  Для ребят 10—14 лет поставлен В.Тихонравовым спектакль по пьесе А.Б.Стругацких «Малыш». «Космический антураж» спектакля: роботы, «внеземная цивилизация», жизнь экипажа космического корабля — все это удалось коллективу исполнителей и режиссеру сделать интересно, впечатляюще для ребят, влюбленных в фантастику. Интересно, пластически ярко и необычно решает роль Малыша артист С.Ковырьянов. Меньше удались в спектакле психологические сложности, переживаемые экипажем, и философские проблемы, решаемые ими, пожалуй, мало понятны ребятам этого возраста.
  Наконец, появился спектакль для пятнадцати — семнадцатилетних. Это «Дверь в чужую жизнь» по пьесе Г.Щербаковой в постановке В.Тихонравова. Спектакль откровенно, остро ставит вопросы взаимоотношений мира взрослых со всеми его сложностями с миром подростков, о трудных характерах, об ответственности, о совести, чести и умении быть верным себе.
 Не только В.Тихонравов «делает погоду» сейчас в ТЮЗе. Один из актеров, несколько лет работающий здесь, — В.Шубников увлекся режиссурой и время от времени ставит спектакли, которые, как правило, получаются интересными и живут довольно долго. Так, в прошлом году он поставил «Гамбит Бурлацкого» — спектакль, вызвавший немалый интерес у молодежи Тулы. В этом году хорошо идет в постановке В.Шубникова спектакль «Акселераты».
  Итак, есть два растущих режиссера. Есть интересные актеры. Заметные работы были в последнее время у заслуженных артистов РСФСР 3.Леонтьевой, В.Силко, И.Тюрина у актеров С.Баринова, Т.Слышковой, В.Слышкова, М.Федоровой, П.Зырянова, В.Богачевой, Е.Небольсиной, С.Ковырьянова и других. Видимо, для того, чтобы наш ТЮЗ работал по-настоящему творчески и плодотворно, чтобы молодежь пошла в ТЮЗ сама, а не вели ее туда «культпоходом», который располагает больше к баловству, чем к сосредоточенному восприятию искусства, театру не хватает сегодня художественного лидера, способного повести за собой весь коллектив. Можно быть уверенным: появись сейчас человек, который сумеет объединить коллектив творческой идеей и повести за собой, моральный климат в ТЮЗе, ухудшившийся в последнее время, оздоровится, участившиеся склоки, жалобы и наветы исчезнут сами собой. Они, как правило, возникают там, где уходит истинное творчество и люди теряют интерес к работе.
  В немалой степени тяжелой обстановке в ТЮЗе способствует положение «пасынка» в родном городе. Нет, наверное, уже ни одного учреждения культуры в городе, которое размещалось бы столь убогом здании, в такой тесноте, без самых необходимых театру подсобных помещений. Здесь нет настоящей репетиционной комнаты, где можно было бы всерьез работать одним, когда другие заняты в спектакле. Тесные, на 5—6 человек, гримерные, отсутствие душа, отнюдь не способствуют хорошему настроению актеров, а актерское самочувствие, как известно, является «производственным» моментом. Декорационные мастерские здесь маленькие и тесные, техническая оснащенность сцены никуда не годится, поэтому режиссеры постоянно вынуждены идти на творческие компромиссы. Отсутствие помещений для хранения декораций приводит к тому, что спектакли раньше времени списываются из репертуара, хотя могли бы жить еще несколько лет при более редком показе. Это ведет к обеднению репертуара:  вместо традиционно идущих 25 спектаклей живут лишь 15. Из окна директорского кабинета видны мокнущие под дождем штабеля теса для декораций, за что ТЮЗ платит ежемесячные штрафы, все автохозяйство— тоже на улице...
  Не говоря уж о квартирах, у ТЮЗа нет просто хорошего общежития, удобных комнат, закрепленных за театром, где могли бы жить молодые актеры.
  Если бы не все эти трудности, тянущиеся десятилетиями, не уходили бы, наверное, из ТЮЗа при первой возможности молодые талантливые актеры.
  После долгого перерыва хоть в одном пункте повезло ТЮЗу: пришел энергичный, болеющий за свое дело директор Б.С.Карцев. Он сумел добиться стабильного выполнения финансового плана, что немаловажно для всех сторон жизни театра. Сейчас самое время поддержать директора, помочь ему поднять и укрепить положение ТЮЗа в городе. Но до тех пор, пока областному управлению культуры, городским организациям по-настоящему не будет дела до театра, пока он будет вызывать у них лишь досаду, а не чувство заботы, вряд ли дела в нем поправятся.

Л.Носкова (Коммунар 12/09/1986)



^ Наверх