Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ТАТЬЯНА МАТУС: "Я ЛЮБЛЮ ДЕТАЛИ"



   Фото ТАТЬЯНА МАТУС: "Я ЛЮБЛЮ ДЕТАЛИ"К началу очередного сезона Тульский ТЮЗ подготовил юбилейную выставку главного художника театра, заслуженного художника РФ Татьяны Матус.


   В Тульский ТЮЗ Татьяна Александровна Матус пришла работать в 1977 году, после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. С этим театром у нее связана вся жизнь, если не считать шестилетнего (с 1982 по 1988 г.) перерыва — в этот период Матус служила в ТАТД. Сегодня Татьяна Александровна, помимо ТЮЗа, сотрудничает с Тульским камерным драматическим театром. А всего за свою творческую жизнь она сделала около 150 спектаклей.
  -Татьяна Александровна, в чем, на ваш взгляд, разница между работой в ТЮЗе и во «взрослом» театре?
  - Для ТЮЗа надо работать еще лучше, чем для драматического театра: то, что простит взрослый зритель, дети не простят — несмотря на то, что они, как часто говорят, самые благодарные зрители. Детский театр не музей, он не терпит натурализма. Необходимо проявлять максимум фантазии. Удивлять? Да, конечно, но это — не самоцель. Когда идешь от пьесы, от автора, тогда и фантазия начинает работать. И, конечно, тюзовские спектакли требуют чудес. Без чудес сказка — не сказка…
   На выставке представлено множество макетов и эскизов к спектаклям, над которыми Татьяна Александровна работала в разные годы. Вот, например, «Кот в сапогах» (1981 г.). Все началось с того, что в ТЮЗ пришла новая сотрудница — бутафор. Она и научила Татьяну Матус вязать крючком. Из этого, собственно, и родилась художественная концепция спектакля. Сначала Татьяна Александровна сделала макет, в котором вязаным было все: от домика до белочек на деревьях. А потом гигантскими крючками вооружились едва ли не все сотрудники театра: так появились уникальные декорации, сплетенные из манильского каната.
   А декорации для спектакля «Прости меня» Татьяна Матус сделала из наждачной бумаги, причем выбрала самый крупный наждак. На создание образа работал сам материал — шершавый, грубый, поглощающий свет, и в то же время поблескивающий загадочными искорками.
   Фантазии Татьяны Александровны не устаешь изумляться. Спектакль «Что написано пером» — это прежде всего громадная, несоразмерная с человеческими пропорциями мебель, она нужна для того, чтобы подчеркнуть ничтожность главных героев. «Прелестница Амхерта» — постановка, сделанная к юбилею прекрасной актрисы Римы Газизовны Асфандияровой и рассказывающая о судьбе женщины. На сцене — три дерева: первое — с нераскрывшимися почками и куклами на ветках, второе — в цвету, третье — с опавшими листьями. Спектакль по пьесе Ростана «Романтики»: куртуазный, кружевной — причем в прямом смысле этого слова — интерьер. Подвижные стойки-арки, сделанные из кружевного полотна, украшены меховыми помпонами. «Сказки Пушкина», — в этом спектакле собраны и остроумно смонтированы всевозможные русские народные атрибуты и символы: самовары, валенки, половички, хохлома…
   Сегодня, конечно, у театра появилось много новых технических возможностей: визуальные компьютерные и лазерные эффекты, «снег», «дым»… Как ко всему этому относится Татьяна Александровна? Всего лишь как к еще одной выразительной возможности, которую надо использовать. Но не всегда (потому, что это модно), а только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Но все-таки ее стиль — это не эффектная машинерия, а прежде всего — внимание к деталям.
   -Я люблю нюансы, — признается Татьяна Матус. — Возможно, поэтому предпочитаю работать в камерных залах, где «звучит» каждая деталь…


Ирина Скибинская. Фото Сергей Шмунь.(Тульский Молодой Коммунар 20/09/2011)

Фото ТАТЬЯНА МАТУС: "Я ЛЮБЛЮ ДЕТАЛИ"



^ Наверх