Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ТЕАТР "ОТ СЕМИ ДО СЕМИДЕСЯТИ"



Фото ТЕАТР "ОТ СЕМИ ДО СЕМИДЕСЯТИ"Таким мыслил себе детский театр создатель прославленного Ленинградского ТЮЗа народный артист СССР А.А.Брянцев. Педагогические идеи старейшего ТЮЗа страны стали для всех детских театров нынче основополагающими.

 

  Вместе с детьми в театр приходят взрослые. Мамы и папы, а еще чаще — бабушки и дедушки. И им тоже должно быть здесь интересно. Взрослые в детском театре возвращают себе «кусочек детства» - свободу и непосредственность детской реакции, освобождаются от предубеждений, а главное - видят своих детей новыми, неожиданными, какими не видят дома, общаются с ними «на равных», сопереживают... И становятся помощниками театру в воспитании юного зрителя.
  Сегодня, накануне очередной всероссийской недели «Театр и дети» (она начинается 24 ноября), приобретающей с каждым годом все больший размах, самое время поговорить о работе Тульского ТЮЗа, о его роли в нравственном воспитании юного поколения. К тому же, в Тульском ТЮЗе - новый главный режиссер, а новый «главный» - это всегда поворот, новые идеи, какой-то новый путь. Чем дышит, куда идет сегодня Тульский ТЮЗ?
  Мы беседуем с главным режиссером театра юных зрителей В.А.Богатыревым.
  - Владимир Александрович, сегодня принято считать, что современный ребенок живет в мире, перенасыщенном информацией и зрелищами. Радио, телевидение, кино... Без этого он уже не мыслит жизни. А как же театр? Живое, непосредственное, сиюминутное общение с искусством, творящимся на наших глазах? Какое место вы отводите ему в жизни школьника, юноши?
  - Здесь уместно вспомнить слова, сказанные тов. Л.И.Брежневым на XXV съезде партии: ничто так не возвышает личность, как активная нравственная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Я, как режиссер, как человек, посвятивший жизнь театру и детям, естественно, считаю театр едва ли не самым действенным средством нравственного воспитания, воспитания личности.
  Сегодня трудно представить себе юношу, прошедшего путь школы и не знакомого с театром. ТЮЗ стал своеобразной эстетической десятилеткой. Точность адреса - необходимое условие глубокого воздействия спектакля на тюзовского зрителя.
 

*   *   *
 

  ...Кто не бывал на спектаклях, адресованных зрителю «от пяти до десяти», тот и представить себе не может удивительной, ни с чем не сравнимой атмосферы, царящей на них! Бурная реакция, мгновенный отклик неудержимым смехом или гневными выкриками, подсказкой на весь зал: как выкрутиться из беды любимому герою, слезы, топот... Более благодарного зрителя, чем малыши, не бывает. А ведь год за годом в репертуаре для самых младших — одни и те же спектакли, по одним и тем же сказкам. Но это почти всегда классика, русская народная сказка, притча... То есть искусство, выверенное, откристаллизованное.
  - Я считаю, что наши младшие зрители прекрасно осваивают законы театрального искусства, язык театра. Да он им изначально близок!- говорит В.А.Богатырев. - Большая часть их жизни - игра, поэтому они прекрасно принимают условность театра, его язык, фантазии. И театр развивает творческие начала, заложенные в детях. Если на сцену выходит актер в маске и с хвостом, для них этого достаточно. Они сразу приняли условие, что это - корова или волк, и воспринимают все происходящее на сцене соответственно... Мы используем этот благодатный возраст для того, чтобы заложить в души детей краеугольные понятия нравственности: добра и зла, чести и справедливости, дружбы, взаимовыручки, правдивости и отзывчивости. А также закладываем основы понимания искусства театра...
  Стоит ли удивляться, что лучшие спектакли ТЮЗа для самых маленьких идут подолгу. На днях состоится пятисотое (!) представление «Зайки-зазнайки», трехсотое—«Аленького цветочка». Оба спектакля поставлены Г.И.Кондрашовой. И оба они воспитывают, активно и целенаправленно, лучшие человеческие качества. Недаром Л.Н.Толстой, может быть, несколько приуменьшая, считал, что основы нравственности закладываются в человеке до пяти лет...
 

*   *   *
 

  Но вот маленький человек переступает порог мира взрослых. Он еще не взрослый - он подросток. Он хочет понять, чем живут эти взрослые, что ждет его. Он, подросток, самолюбив и обидчив, требует уважения к себе, требует, чтобы с ним разговаривали «на равных».
  Значит, театр должен говорить с подростками о том, что их волнует. Сегодня ТЮЗ предлагает ребятам, которым «от 11 до 15», целый ряд новых спектаклей. «Сказ о Мишке Коршунове по прозвищу Нахаленок», по рассказам М.Шолохова. Режиссер - В.Богатырев. «Кошка, которая гуляла сама по себе» - по Р.Киплингу, поставил ленинградский режиссер В.Туманов. «Долой огуречного короля». Пьеса П.Френкеля, поставил В.Богатырев. В перспективе для этого же возраста работа над пьесами А.Хмелика «А все-таки она вертится», Александровой «Не уходи, Шишок» и другие.
  О чем эти спектакли? О героизме и верности. О свободе и долге. О своей нужности людям, о самопожертвовании. О взаимоотношениях со взрослыми. Это все нелегкие темы, и это нелегкий возраст. Вот почему ТЮЗ уделяет ему сегодня самое серьезное внимание.
 

*   *   *
 

  С шестнадцатилетними ТЮЗ говорит ответственно, языком, сложным, стремясь показать  и помочь понять всю сложность окружающей жизни. Недавно мне пришлось присутствовать на встрече режиссера и артистов ТЮЗа со старшеклассниками14-й школы, посмотревшими спектакль по пьесе А.Арбузова «Мой бедный Марат», поставленный В.Богатыревым. Спектакль породил в сознании десятиклассников десятки «Почему?», «Как?», «Зачем?», и они буквально атаковали гостей. С юношеским максимализмом допытывались десятиклассники, почему героиня спектакля, любя одного и зная, что любима им сама, выходит замуж за другого; просили артиста В.Кукшанова рассказать, как он понимает Марата, своего героя, и как добивался «слияния своей личности с этим образом». Разговор шел о самопожертвовании, благородстве, об ошибках, об измене самому себе, о сложности, неоднозначности жизни...   
  Здесь, в школе, вдруг увиделось, как велик резонанс театрального спектакля. Едва ли не сто человек собралось на это обсуждение, пришли, буквально напросились сюда, и семиклассники, чтобы хоть послушать, о чем будет идти речь. А потом, уверив учителя, что им все понятно и интересно, вечером того же дня пришли в ТЮЗ на «Бедного Марата».
  Помнится, как, затаив дыхание, смотрели старшеклассники и взрослые спектакль по пьесе В.Астафьева «Прости меня», которым в конце 1979 года дебютировал в ТЮЗе В.А.Богатырев.
  Как надо было рассказывать о войне в молодежном театре, где и зрители, и большинство актеров знают войну только по книгам и фильмам? Очевидно, с такой силой и проникновенностью, чтобы и они, юные, никогда не могли забыть о войне, всегда помнили о тех, кто ушел, чтобы защитить, отстоять мир ценою своей жизни. «Трагедия в 2-х дейетвиях» - значится в афише. И театр ставит трагедию. Автор пьесы берет тот срез войны, где не стреляют, где не рвутся гранаты, где в едином героическом порыве не идут в штыковую атаку... Виктор Астафьев говорит о своей пьесе: «Дети наши приучены думать так, будто война - это только фронт, где мы лишь тем и занимались, что без конца совершали героические подвиги. У меня же в этом рассказе совсем другая задача...»
  Кто он, герой спектакля Мишка Ерофеев? Мальчишка, почти ровесник сидящим в зале десятиклассникам, выросший, в детском доме. У него и светлых воспоминаний других нет, кроме как о детских проделках в детдоме, а он уже солдат, трижды раненный и вновь готовый идти в огонь... Эта неожиданно свалившаяся на полудетские плечи тяжесть, страшная ответственность войны создает своеобразный характер, который искренне и узнаваемо воссоздает на сцене артист В.Андреев...
  - Каким вы видите сегодня и в перспективе свой театр? - спрашиваю я Владимира Александровича. - Что хотите внести принципиально нового?
  - Только первоклассная драматургия - на этом мы сегодня стоим, - говорит главный   режиссер. - Наша афиша пока небогата, зато это Арбузов, Астафьев, Шекспир,   Лермонтов. В дальнейшем нам видятся Брехт, Тургенев, Чехов, Рощин, Тендряков,   Соколова, Казанцев... К XXVI съезду партии мы готовим спектакль «Нетерпение» по Ю.Трифонову - о народовольцах.
  Первоклассная литературная основа. Может быть, это станет началом возврата ТЮЗу студенческого зрителя. Еще хорошо помнятся шестидесятые годы, когда Тульский ТЮЗ был любимым театром не только школьников, но и политехников, и будущих педагогов. Когда и как потерял ТЮЗ этого зрителя - вопрос особый, но нынче нужно думать о том, как вернуть его себе. Но одна лишь драматургия, (надо смотреть правде в глаза) не «вывезет».
  Вот на днях мы смотрели «Два брата» по Ю.Лермонтову. Ну, что тут скажешь... На сцене, шла столь профессионально слабая игра, если исключить артистов старшего поколения, такая чувствовалась неясность цели и смысла спектакля, что и говорить-то не о чем.
  Если в современной пьесе у молодых артистов «получается», а в классике они «не тянут», - это уже отсутствие школы. Если из спектакля в спектакль мы видим на сцене одних и тех же трех-четырех актеров, это заставляет задуматься, полноценна ли труппа. Видимо, есть у ТЮЗа сегодня внутренние трудно разрешимые проблемы, помочь решить которые, поддержать театр должны горисполком, горком партии, и не откладывая.
 

*   *   *
 

  Заметно, что в чем-то существенном меняется ТЮЗ - не , только его афиша, но и его стилистика, его отношение к своему зрителю. Как пойдут дела, это еще предстоит увидеть, но и сегодня уже видны поиск, стремление к высоте, к настоящему профессионализму. И если в начале статьи мы говорили не только о детях, но и о взрослых, хочется вернуться к этой проблеме.
  Художественное руководство театра работает сейчас в тесном контакте с педагогической частью театра, а это очень важно в детском театре.
  Заведующая педчастью Людмила Викторовна Калмыкова — человек, столь же одержимый своим делом, как и главный режиссер. Варианты связей ее со школами, с учителями, родителями трудно перечислить. Посетить в месяц 35 школ, провести в каждой беседу о театре - это ее не пугает. Организовать выпуск «Памятки зрителю», «Письма учителю», провести анкетирование школьников по спектаклю, собрать отзывы, организовать встречи зрителей с актерами, провести в театре «День родителя», «День учителя», «День первого посещения театра», и так далее, и тому подобное — это воздух, которым она дышит, это труд, которому она отдается с энтузиазмом.
  - Встреча с искусством всегда должна быть праздником, - говорит Людмила Викторовна. Но праздник нуждается в подготовке, в создании настроения, обстановки. Ведь так? Для этого стоит потрудиться. Если школьники придут в театр, подготовленные к серьезной и радостной встрече, их внимание к спектаклю обеспечено. «Воспитание зрителя в наших с вами руках, - обращается она к учителям. - Важно, чтобы мы были союзниками в этом деле!» Надо научить детей любить театр. Научить чутко, эмоционально отзываться на театральное искусство, объединяющее в себе мастерство актеров, режиссера, художника, композитора. Надо воспитать в детях способность прожить вместе с героем его жизнь, осмыслить и прочувствовать увиденное.
  Ведь если сегодня зрителя не захватили боль и радость героев спектакля, завтра он не сумеет или не захочет разделить боль и радость близких ему людей. «Средством воспитания чуткой совести» назвал В.А.Сухомлинский приобщение ребенка к искусству. К этому стремится сегодняшний ТЮЗ.

Л.Носкова (Коммунар 23/11/1980)



^ Наверх