В Театре юного зрителя — премьера, которую давно ждали. "Сон в летнюю ночь" У. Шекспира готовили долго и тщательно. Когда смотришь спектакль, понимаешь — почему. Он настолько насыщен (а порой и перенасыщен) всевозможными сценическими трюками, придумками, эффектами, что собрать все это воедино режиссеру Игорю Небольсину было, мягко говоря, нелегко. Но его труды, как и всех других создателей спектакля, не пропали даром.
Зрелище притягивает и увлекает любого — от мала до велика. А добиться от сегодняшних подростков напряженного внимания к сцене и искреннего сопереживания происходящему стоит многого.
Можно долго и нудно рассуждать о допустимости осовременивания классической литературы, которую сегодня позабыли за "анжеликами" и "терминаторами", а можно ставить интересные спектакли, проникнутые духом нашего времени, но при этом не теряющие вечные темы первоисточника. В ТЮЗе рискнули пойти вторым путем. И одержали победу!
- На ум невольно приходит сравнение с премьерой тульской драмы "Два гусара". Вроде бы абсолютно разные по стилю и темпераменту постановки, но есть в них "роднящее начало" — зрелищность. Можно провести и некоторые конкретные параллели: падающий хлопьями снег, яркие, эффектные костюмы, полупрозрачные кисейные декорации, в которых большая роль отводится играющему с пространством освещению. А может быть, общность эта выходит за рамки непосредственно видимо-осязаемого в разряд иррационального? Ведь в создании "Сна..." принимали участие те, кто делает спектакли на сцене ТДТ,— заведующая музыкальной частью драмтеатра Л. Козлова, балетмейстер В. Сухов. Но и этим содружество двух театральных коллективов не ограничивается: "бравый гусар", заслуженный артист России Михаил Матвеев, играет в постановке ТЮЗа одну из главных ролей — "доброго малого" Пэка. Ни в коей мере не желая обидеть остальных исполнителей, скажу, что именно на нем концентрируется зрительское внимание (у Шекспира же Пэк — лицо второстепенное) и выстраивается все действие. Это, так сказать, главная изюминка спектакля, без которой он будет сильно проигрывать.
"Сон в летнюю ночь" — это сказка для взрослых, переносящая в древние Афины. Сказка без особой назидательности и со счастливым концом. Несчастная любовь по воле справедливого царя фей и эльфов Оберона превращается в вечную сказку любви. А сделал-то он, казалось бы, пустяк — "открыл" влюбленным глаза, чтобы они посмотрели друг на друга со взаимностью и одним на двоих чувством... Но это всего лишь сон, который нам, увы, снится так редко. А еще реже — сбывается наяву. Видимо, силы Оберона за прошедшие века основательно поиссякли...
Н.Сметанова (Коммунар 21/11/1997)