Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

ТЕАТР В ШИНЕЛИ БОЙЦА



Фото ТЕАТР В ШИНЕЛИ БОЙЦАК 50- летию Тульского ТЮЗа

 

В июне 1941 года шел к завершению десятый  тюзовский театральный сезон. Для актеров, режиссеров, всего коллектива он был необычайно ответственным. Ведь в ноябре предстояло отметить десятилетний юбилей Тульского ТЮЗа, а юбилей для театра  - это не только праздник, но и смотр творческих достижений, отчет о проделанной работе.

 

  В полдень, 22 июня, репродукторы разнесли весть о вероломном нападении немецко-фашистских захватчиков. В этот день в театре не было спектаклей, актеры отдыхали. Но не прошло и получаса после передачи правительственного сообщения, как почти весь коллектив оказался в сборе. Собрание было недолгим, но исключительно деловым. Выразив твердую уверенность в том, что враг неминуемо будет разбит, работники театра приняли решение отдать все свои силы борьбе с фашизмом.
  С первых же дней Великой Отечественной войны жизнь театра резко изменилась. Большая часть актеров и музыкантов театра вошли в состав концертных бригад, которые выступали на призывных пунктах в Туле и области, вокзалах города, позднее — в госпиталях и эвакопунктах. Ушли на фронт и погибли в боях за Родину актеры П.Корабельников и В.Михайлов. Записались добровольцами в рабочий полк артист П.Любимов и бутафор ТЮЗа Тормозин.
  В сентябре 1941 года спектакли ТЮЗа ставились на сцене городского драматического театра имени М.Горького. Его зал был более вместительным, чем тюзовский, но и он не мог принять всех желающих — так велик был интерес молодых туляков к театральным постановкам, так необходим был для них в это трудное время театр.
  30 сентября 1941 года Тульский ТЮЗ показал своим зрителям спектакль по пьесе  Михаила Светлова «Двадцать лет спустя». Воскрешая на сцене пафос гражданской войны, рассказывая юным зрителям о подвигах комсомольцев первых лет Советской власти, театр звал юношей и девушек продолжить их славные дела, учил их беззаветно любить свою Родину.
  Премьера спектакля «Двадцать лет спустя» пришлась на начало наступления гитлеровцев на Москву. Важную роль в этом наступлении фашисты отводили захвату Тулы. Город готовился встретить врага. В начале октября последние тульские предприятия эвакуировали свое оборудование в глубокий тыл. Имущество ТЮЗа тоже было эвакуировано. Его вывезли в город Мичуринск Тамбовской области. В здании театра разместился эвакопункт.
  Но артисты театра не покинули город. Коллектив ТЮЗа целиком переключился на концертную деятельность. «Группа актеров нашего театра и ТЮЗа, - вспоминал впоследствии артист Тульского драмтеатра П.А.Себастьянов, — осталась в Туле. Нам предложили вести работу в воинских частях. Было счастьем выполнять это почетное задание. Радостно становилось на душе, когда на лицах солдат и командиров, слушавших наши выступления, появлялись улыбки, когда после тяжелых боев утомление уступало место бодрости. Работы было много: нас ждали у пехотинцев, зенитчиков, летчиков, артиллеристов, в госпиталях. В репертуар входили обычно одноактные пьесы и скетчи патриотического характера. Защитники города, с трудом проходя через узкие проходы между стенами домов и противотанковыми рвами, шли смотреть наши спектакли».
  45 дней и ночей длилась героическая оборона города оружейников. И все это время артисты ТЮЗа были рядом с бойцами и ополченцами, проявляя при этом высокое гражданское мужество, стойкость и отвагу.
  Артисты Барсов, Михайлов и Власова работали в штабе 732-го полка ПВО, в культурно-шефской бригаде по обслуживанию частей, уходящих на передовую и приходящих с передовой на отдых.
  Старейшая актриса ТЮЗа 3.В.Леонтьева вспоминает:
  - К бойцам нас возили с наступлением темноты в закрытых машинах. Часто бывали мы у французских летчиков полка Нормандия-Неман, выступали с грузовика. Нас всегда принимали прекрасно, слушали с интересом, провожали, сожалея, и после концерта обязательно старались покормить.
  Несмотря на голод, многие артисты были донорами, сдавали свою кровь для раненых...
  В декабре враг был отброшен от города. Деятельность ТЮЗа решили возобновить в как можно более короткие сроки, — ведь в городе было огромное количество ребятишек, которым не хватало хлеба и всех других радостей мирной жизни.
  Здание ТЮЗа, как и многие другие дома, попавшие и зону вражеского обстрела, сильно пострадало от мин и снарядов. Понадобились долгие месяцы, чтобы восстановить оба здания театров и еще два городских кинотеатра.
  К постановке спектаклей приступили, не дожидаясь окончания ремонтных работ. Стояли морозы. В зрительном зале и на сцене температура была близкой к нулю градусов. Но это не снижало огромного интереса юных туляков к театральным спектаклям. Кутаясь в зимние пальтишки и ватники, набросив на себя все, что было возможно, мальчишки и девчонки смотрели спектакли, согревая зал своим дыханием, улыбками, рукоплесканиями.
  Стены бывали в инее. Но никто из артистов не жаловался на трудности. Играли всегда с подъемом. Грелись по очереди у печки-буржуйки, установленной в одной из артистических комнат. Печка капризничала и однажды чуть было не стала причиной пожара. Лишь весной, когда стало теплеть, все вздохнули с облегчением.
  В течение 1942 года в основном играли довоенный детский репертуар. Было поставлено несколько спектаклей и для взрослого зрителя. Постепенно репертуар ТЮЗа стал обновляться. В сезон 1942—1943 годов на сцене театра ставятся спектакли «Тимур и его команда» Гайдара, «Ревизор» Гоголя, «Два веронца» Шекспира, комедия Гольдони «Забавный случай», антифашистский спектакль «Дети-герои», составленный из нескольких одноактных пьес.
  Каждая премьера театра становилась большим событием в жизни юных туляков. Ее ждали, к ней готовились. И театр старался оправдать надежды зрителей. К 1943 году труппа театра пополнилась новыми молодыми талантливыми артистами. В ТЮЗ приходят артисты Н.Н.Горюнов, Г.И.Лукьянова, К.А.Козлова.
  Среди наиболее удачных постановок этого времени был спектакль по пьесе Бориса Горбатова «Юность отцов», премьера которого состоялась в начале 1944 года. Спектакль стал ярким публицистическим рассказом о двух поколениях советских людей, об отцах и детях, о тех, кто защищал революцию в годы гражданской войны  тех, кому пришлось защищать ее от гитлеровского фашизма.
  Сценическое решение спектакля было простым, лаконичным, но эмоциональным и запоминающимся. Тесный полуразрушенный подвал. Сквозь единственное оконце едва пробивается дневной свет. В этом мрачном застенке готовится встретить смерть юная патриотка Наташа Логинова. Ее короткая жизнь безраздельно отдана революции. Пройдет совсем немного времени, и белогвардейцы поведут ее на казнь. Девушка знает, что жить ей осталось совсем недолго, но она не просит пощады у врагов, она верит в победу, в свою победу. Волнующе и проникновенно звучат ее последние слова:
  - Если бы у меня была не одна жизнь, а десять, я все бы их отдала так, как отдаю эту, единственную, не жалея... Я ухожу из жизни с сознанием исполненного долга...
  Яркий образ комсомолки Наташи Логиновой создала на сцене театра артистка Александра Пильх. Ее Наташа была полна человеческой привлекательности, девичьего обаяния, душевной красоты. Вместе с тем — это идейно закаленный, зрелый боец за дело революции. Ее стойкая вера в коммунизм, бесстрашие, сознательный вызов врагам сделали героиню спектакля любимицей юных туляков.
  В годы Великой Отечественной войны театр испытал немало трудностей. Но он был не одинок в своем героическом стремлении смягчить щемящую боль детских сердец, опаленных заревом военных пожаров. Общественность города, его партийная и комсомольская организации, педагоги постоянно были рядом, принимали в делах театра дружеское участие, помогали коллективу восстановить творческие силы.
  Характерен такой эпизод. В 1943 году ТЮЗ работал над постановкой «Золушки». Она предназначалась для малышей и, естественно, требовала особого, нарядного, сказочного оформления. По замыслу постановщика на сцене должен был появиться великолепный королевский дворец. Но как сотворить такое чудо? На складе театра лишь рулон старой промокшей марли. И тогда на помощь ТЮЗу пришёл известный в городе художник-оформитель и декоратор Николай Павлович Чеков. До войны Чеков некоторое время работал в ТЮЗе, участвовал в создании кукольного театра. И вот постановка «Золушки» во время войны. Художнику отдали марлю. Остальное, искали где попало, даже на свалке. Марлю натянули на старые обручи, окрасили марганцовкой - так решили вопрос с дворцовыми колоннами. Все ахнули от сказочной красоты полупрозрачного сиренево-розового дворцового фасада. Нашлось и «золото» на капители. Для них спаяли отмытые до блеска консервные банки. В центре сцены художник подвесил на каркасе огромный королевский герб, сделанный по подобию капителей. Все сверкало. Основное убранство сказочного дворца дополнялось целым рядом деталей, выполненных с большим мастерством, фантазией и огромной любовью к детям.
  Большую помощь в работе с малышами ТЮЗу оказывали работники драматического театра. Они активно поддержали идею тюзовцев о создании детского самодеятельного театра  при Доме санитарного просвещения. Необходимость в таком театре была настоятельной. В условиях военного времени, когда участились случаи заболеваний детей и подростков, вопросы пропаганды в их среде санитарно-гигиенических знаний имели огромное значение. Сделав Дом санпросвета центром воспитательной работы, врачи, педагоги и артисты объединили большую группу ребят в театральный коллектив, подготовили ряд спектаклей. Вместе с актрисой ТЮЗа Д.Важениной активное участие в работе детского театра принимали артисты драмы Н.Калашников и В.Кравченко. Учащиеся школ, воспитанники детских садов и детских домов с интересом смотрели спектакли этого необычного театра «Смех и слезы», «Любовь к трем апельсинам», «Королевство кривых зеркал», миниатюры и сценки, на темы гигиены и здоровья. Всего театр Дома санитарного просвещения провел свыше 80 представлений, на которых присутствовало свыше 25 тысяч зрителей.

С.Рассаднев, Б.Тебиев (Молодой коммунар 1/09/1981)



^ Наверх