Однажды у К.С.Станиславского спросили: «Как играть для детей?». Великий реформатор сцены не счел этот вопрос праздным и обронил фразу, ставшую крылатой: «Так же, как для взрослых, только лучше». Творческий коллектив Тульского ТЮЗа хорошо усвоил эту истину, не забывал о ней даже в суровое и трудное военное время.
Пробным камнем для тульских тюзовцев, как и для многих их коллег в детских театрах страны, всегда являлась драматургическая классика. Работа над спектаклями по пьесам Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, А.П.Чехова, западноевропейских авторов выявляла творческие возможности коллектива, шлифовала грани актерского мастерства.
В последний год Великой Отечественной войны режиссером В.Молдавским в ТЮЗе был поставлен спектакль по пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок». Новая работа театра стала заметным событием в культурной жизни Тулы. Оценивая ее, областная газета «Коммунар» в феврале 1945 года писала: «Постановкой «Бедность не порок» ТЮЗ показал, что он не «меньшой сын» в семье тульских театров, а совершеннолетний и равноправный член этой семьи».
С огромным воодушевлением встретили тульские тюзовцы светлый праздник Победы. Спектакли того времени шли в атмосфере невиданного творческого подъема. Радость творческих дерзаний подкреплялась гордым чувством сопричастности к победным свершениям нашего народа, устремленностью в будущее.
Будущее. Каким представлялось оно тогда коллективу театра? Конечно же мирным, наполненным созидательным трудом, кипучей работой. Народ, сумевший выстоять и победить в суровой схватке с фашизмом, имел полное право на счастье, на светлое и радостное будущее.
Как ни тяжелы, ни горестны были воспоминания о войне, постепенно они все дальше отходили в прошлое, уступая дорогу мирным делам и заботам. Страна залечивала военные раны, из руин и пепла поднимались города, в которых вечерами открывали свои двери театры.
В театральных кругах не утихали споры: каким должен быть репертуар детского театра теперь, когда война позади?
Одни говорили о том, что для детей, переживших ужасы войны, надо ставить как можно больше веселых, развлекательных спектаклей. Другие придерживались иного мнения, доказывая необходимость широко использовать примеры минувшей войны, активнее воспитывать в ребятах чувство патриотизма, гордости за свою Родину и ее людей. Именно такую творческую позицию избирает для себя. Тульский театр юного зрителя в послевоенные годы.
В 1946—1950 годах театр ставит пьесы и инсценировки по «Молодой гвардии» А.Фадеева, «Особое задание» С.Михалкова, «Парень из нашего города» К.Симонова, «Гастелло» И.Штока, «Два капитана» В.Каверина, «Девочки» В.Пановой. С большим успехом идет на сцене Тульского ТЮЗа инсценировка повести В.Катаева «Сын полка». Это один из самых любимых ребячьих спектаклей тех лет. Роль Вани Солнцева играла в нём молодая актриса Микаэлла Сендик.
Сендик запомнилась юным тулякам по спектаклю «Особое задание», где она играла роль Васи, и по некоторым другим постановкам послевоенных лет. Актрису отличала высокая сценическая культура, тонкое понимание детской психологии. Ее герои, несмотря на свою молодость, духовно богатые люди, с характерами, хотя и детскими, но цельными, интересными. И правдивые — актрисе удавалось возрастное перевоплощение, ей верили.
Этапным спектаклем Тульского ТЮЗа стала постановка «Молодой гвардии». Весной военного 1943 года страна узнала о подвиге юных героев Краснодона, а в самом начале 1945 года на страницах «Комсомольской правды» и «Знамени» появились первые главы романа А.А.Фадеева «Молодая гвардия».
Роман произвел на тюзовцев огромное впечатление. Его яркие живые образы так и просились на сцену. Но роман - не пьеса. Нужна была инсценировка, которая, отобрав лучшие эпизоды и картины романа, сохранила бы основную идею произведения, дала бы живые и достоверные портреты героев, вскрыла социальные и нравственные истоки их подвига. Подготовить такую инсценировку на основе масштабного, многопланового произведения — задача нелегкая и нескорая. Ведь в романе действуют около двухсот персонажей.
Прошло около двух лет, прежде чем театр приступил к постановке спектакля. К этому времени появилось несколько инсценировок романа, рассчитанных главным образом на взрослые театры. Тульский ТЮЗ был первым среди детских театров страны, поставившим «Молодою гвардию» на своей сцене в инсценировке Г.Гракова.
Премьера спектакля состоялась 1 мая 1947 года. В спектакле, поставленном главным режиссером театра, заслуженным артистом Туркменской ССР А.Д.Каратовым, был занят почти весь состав труппы. Основные роли в спектакле исполняли артисты Б.Случевский -Олег Кошевой, 3.Леонтьева - Ульяна Громова, В.Шалыгин - Сергей Тюленин, А.Рябова - Любовь Шевцова, А.Оржеховский - Иван Земнухов.
Спектакль получился ярким, эмоциональным, насыщенным напряженным драматическим действием. В нем были четко различимы два полюса. Мужество, честь, отвага один на один столкнулись с трусостью, предательством. Высокий гуманизм социалистической морали — с уродливой, человеконенавистнической моралью фашизма. Сама гибель юных героев воспринималась в спектакле как торжество идей советского патриотизма, как обращенный к юным зрителям призыв всегда, до конца быть верными своим идеалам, своей великой Родине, делу, за которое боролись и умирали ее лучшие сыновья и дочери.
В задачу актеров входило не только рассказать о подвиге молодогвардейцев, но и показать их духовный мир, его красоту. И зрители, и театральная критика, судившие о спектакле ТЮЗа без скидки на трудности постановки, в числе несомненных творческих удач называли образ Ульяны Громовой воплощенный на сцене Зинаидой Леонтьевой.
Перед актрисой стояла нелегкая и ответственная задача - раскрыть сложный характер не вымышленной, а реальной героини, показать ее индивидуальность. И с задачей этой 3.Леонтьева справилась успешно. Растерянная и робкая в самом начале действия, ее героиня постепенно обретает уверенность в себе, становится активной и деятельной участницей борьбы с фашистами. Ее стойкость, ее вера в победу заразительны, ее раздумья глубоки, поступки обдуманны.
Вспоминая о своей работе над ролью Ульяны Громовой, 3.В.Леонтьева рассказывала: «Я старалась мыслить ее мыслями, жить ее чувствами. С этой целью помимо пьесы и романа Фадеева читала и перечитывала воспоминания близких и друзей Ули Громовой, вдумывалась, анализировала». Важным подспорьем в работе над образом Ульяны Громовой являлись личные впечатления актрисы от многочисленных поездок в составе фронтовых концертных бригад, встреч с мужественными молодыми патриотками — героинями фронта и тыла.
Оформление спектакля, выполненное художником А.П.Лукьяновым, отличалось строгостью, лаконичностью. Отсутствие в театре многих необходимых для декораций материалов с лихвой восполнялось неуемной творческой фантазией постановщиков. Целый ряд сцен строился, например, целиком на световых эффектах, которые с большим профессиональным мастерством осуществлял осветитель Н.П.Ерохин.
Менее удачной была постановка весной 1949 года пьесы И.Штока «Гастелло». Слабая драматургия не дала возможности театру с достаточной убедительностью реализовать основную идею спектакля — показать яркими штрихами весь жизненный путь героя-летчика с детских лет до момента свершения бессмертного подвига. В то же время в спектакле был целый ряд удачных сцен и эпизодов, интересное художественное оформление, выполненное тем же А.П.Лукьяновым.
Наряду с пьесами героико-патриотического звучания в послевоенные годы театр обращается к драматургии, повествующей о мирных днях страны, о жизни современных подростков, их отношении к школе, к товарищам.
Среди этих работ наиболее заметным был спектакль по пьесе А.Симукова «Воробьевы горы», поставленный в ноябре 1949 года режиссером Н.А.Шварцманом. В центре спектакля образы двух старшеклассников Левы Зарубеева и Бориса Граматчикова. Лева в критической ситуации. Он не выдерживает переводного экзамена в десятый класс и вынужден уйти из школы. Его сильная, целеустремленная и гордая натура не может смириться с этим поражением. Правда, у него любимое увлечение — электротехника. Она-то, считает Лева, и есть главное в его жизни.
Совсем не таков его одноклассник Борис Граматчиков. Он эгоистичен, самонадеян, с пренебрежением относится к товарищам по классу. У Бориса лишь одна цель окончить школу с золотой медалью. А для этого, считал он, хороши все средства.
Спектакль поднимал многие вопросы, тревожившие "юношей, обдумывающих житье" Однако схематичность характеров, надуманность ситуаций, лежавших в основе его драматургии, делали героев сцены скорее картинными персонажами, чем реальными, живыми людьми. Пьеса А.Симукова, как и большинство так называемых «школьных пьес» того периода, страдала многими недостатками, исправить которые театр, увы, оказался не в силах.
Впрочем, попытки «подправить драматургию», сделать ее ближе к реальной действительности в те годы были, и довольно успешные. В сезон 1949-1950 годов Тульский ТЮЗ ставит на своей сцене спектакль по пьесе Л.Гераскиной «Аттестат зрелости». Режиссеру А.С.Брильянтщикову удалось обойти надуманную драматургическую схему, наполнить спектакль реальными характерами и ситуациями.
Главный герой спектакля — десятиклассник Валентин Листовский был очень похож на Бориса Граматчикова. И не только потому, что эти роли исполнял один и тот же артист — Николай Горюнов. Валентин так же самонадеян, высокомерен в отношении к товарищам. Но это и совершенно другой человек. В других условиях проявляется и его характер. Валентин вступает в острый конфликт с коллективом класса, к тому же он случайно теряет комсомольский билет.
Театр сумел правдиво показать не только процесс перерождения героя, но и то, как надо бороться за человека, за его убеждения, активное место в жизни. В этом плане спектакль, имел большое воспитательное значение. Самый простой путь ликвидировать конфликтную ситуацию в классе — удалить зарвавшегося индивидуалиста из своей среды, благо есть, на то существенный повод — утеря комсомольского билета. Самый сложный и трудный — перевоспитать, дать глубоко прочувствовать ошибки, подсказать правильный выход. Именно этим путем идут товарищи Валентина. Коллектив, и в частности школьный, утверждал театр, силен своим вниманием каждому, товариществом. Творческая удача сопутствовала в спектакле артистам 3.Леонтьевой и Б.Случевскому, исполнителям ролей Вики и Лёни - друзей Валентина Листовского.
Именно они своей сердечной и требовательной дружбой сумели доказать Валентину, что многие ценности, выбранные им для ориентиров, мнимы или ошибочны. Именно они помогли ему встать на путь исправления ошибок.
В первые послевоенные годы Тульский ТЮЗ увлекся постановкой спектаклей для юношества. Гораздо меньше внимания уделял он детям младшего и среднего школьного возраста.
Отчасти это объяснялось слабыми материальными возможностями театра, дефицитом театральных тканей, красок, фанеры, металла и других материалов, столь необходимых для постановки многокрасочных и ярких детских спектаклей, сказок. Отчасти - позицией главных режиссеров, считавших основной задачей театра воспитание детей, вступивших в пору взросления.
Театр возобновляет свою гастрольную деятельность. В 1946 году в его распоряжение был выделен грузовик, на котором перевозили и актеров, и декорации. В 1948 году у театра появился свой автобус. Становятся возможными дальние выездные спектакли.
Успешно преодолевая трудности сложных лет послевоенного возрождения, ТЮЗ стремился к решению новых творческих задач, умножению своего вклада в дело воспитания молодых граждан советской Родины.
С.Рассаднев, В.Тебиев (Молодой коммунар 6/10/1981)