Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ТУЛЬСКАЯ СПЕРАНТОВА



Фото ТУЛЬСКАЯ СПЕРАНТОВАК 65-летию Тульского ТЮЗа

 

Так любовно и уважительно называли артистку-травести Галину Ивановну Лукьянову, приравнивая ее искрометный талант к выдающемуся таланту народной артистки РСФСР Валентины Александровны Сперантовой (1904—1950), бесподобно игравшей на сцене Московского педагогического театра (ныне Государственный Центральный театр юного зрителя) роль детей.

 

  Весьма заметный след, подобно Сперантовой, оставила на подмостках Тульского ТЮЗа Галина Ивановна Лукьянова, бывшая звездой первой величины.
  Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администрацию, пригласить музыкантов — и все-таки театра не будет; вот выйдут на площадь три актера, постелят коврик и начнут играть пьесу даже без грима и обстановки — и театр уже есть. Ибо актер — «царь сцены».
  «Театр — это актер, хотя бы ведущая роль принадлежала драматургу, и театральное искусство есть прежде всего искусство актера» (В. И. Немирович-Данченко).
  Удивительное это заведение — театр юного зрителя. На его представлениях дети — «гости настоящего времени и хозяева будущего» (В. Г. Белинский) утопают в восторгах, в радости взахлеб. В театре для взрослых такого не увидишь даже на детских утренниках.
  Театр — это драматургия, актерская игра, живопись, архитектура, музыка, праздник.
  ...Несколько бесед, начиная с этой, посвятим «царям сцены» Тульского ТЮЗа, первая — о Галине Ивановне Лукьяновой, необыкновенном человеке и актрисе Милостью Божьей.
  Галя родилась в Москве. Ее отец, комендант Большого Кремлевского дворца, был расстрелян в 1937 году (в 1954-м реабилитирован), мать тоже подверглась репрессии. Девочка выросла в интернате.
  Можно представить горе семьи. А вот не замкнулась Галина Ивановна, не утратила золотых россыпей души.
  Как и когда начиналось становление Лукьяновой-актрисы, сказать трудно. Известно только, что ее первое выступление на сцене состоялось в Богородицке. Потом Галина Ивановна какое-то время служила в Ленинградском ТЮЗе у 3. Я. Корогодского. В поисках своего настоящего места приехала в Тулу, где поступила на 3-й курс студии имени Щукина при местном ТЮЗе. Студией руководила режиссер ТЮЗа, дочь писателя Ставского Л. В. Ставская.
  Учась в студии, Лукьянова играла на сцене Тульского театра юного зрителя. В 1943 году Галина Ивановна сыграла роль Кота в сапогах по сказке П. Маляревского «Кот в сапогах». По-видимому, это была ее первая роль, сыгранная в Туле.
  В следующем году, благодаря вдумчивой режиссуре Н. Аноевой и интересной работе художника А. П. Лукьянова, большой успех у зрителей имела комедия С. Михалкова «Сомбреро», в которой наша героиня сыграла роль Шуры Тычинкина. Эту роль актриса с неизменным успехом исполнила 125 раз.
  Не каждой актрисе по плечу роль подростка Шуры Тычинкина с его сложным миром переживаний, полным противоречий и особенностей. Лукьянова справилась со своей задачей весьма похвально и заслужила Почетную грамоту Тульского областного управления культуры.
  Рецензент писал: «Актриса Г. Лукьянова безусловно талантливый, разносторонне одаренный человек. В ее игре большая неотразимая притягательность, сочетание простоты с умной тактичной правдой».
  Вот ее Шура Тычинкин в Сомбреро, из-под которого весело блестят озорные глаза. Он легко, точно скользит, танцует мексиканский танец, с увлечением рассказывает о бое быков, ловко фехтует шпагой, играет на гитаре, поет. Да еще как поет!
  Год 1947-й. Тульский ТЮЗ поставил спектакль по пьесе К. Тренева «Гимназисты» (режиссер-постановщик Ф. В. Правдин).
  Гимназия накануне 1905 года. Дочь мелкого чиновника Ольга Черничкина (актриса Г. И. Лукьянова) — лучшая ученица гимназии — отказалась «зубрить» бессмысленный урок. Ее поддержали одноклассницы. «Бунтарку» исключили из учебного заведения. Всколыхнулась мужская гимназия. Протест гимназистов привлек внимание членов революционного кружка, которые постарались молодые силы передовой учащейся молодежи направить в русло борьбы с самодержавием, вывели гимназистов на улицу и слили с бастующими рабочими.
  Галина Ивановна Лукьянова блестяще играла роль гимназистки-«бунтарки» Оли Черничкиной.
  Инсценировка И. Карнауховой и Н. Крамовой «В дурном обществе» (по повести В. Г. Короленко «Дети подземелья») привела юных зрителей на заброшенное кладбище, ввела вместе с сыном городского судьи Васей (арт. Г. И. Лукьянова) в склеп, находящийся под сводами кладбищенской церкви, где жили с нищим бездомным Тыбурцием Валек (арт. В. Кошаровская) и Маруся (арт. К. Козлова), из которой «серый камень высосал жизнь». В. Кошаровская и К. Козлова, как и Г. Лукьянова, были тоже артистками-травести, любимицами юных граждан г. Тулы.
  Режиссер-постановщик П. Дюмон и художник А. Лукьянов (прекрасный художник-декоратор) верно передали приметы времени, место действия печальной истории несчастных детей подземелья так, что сердца юных зрителей на том спектакле дрогнули.
  ...Читанный-перечитанный Марк Твен. Его бессмертный Том Сойер. По названной книге («Том Сойер») режиссер Тульского ТЮЗа Ю. Фридман написал инсценировку и поставил спектакль (1957 г.).
  Тульские мальчишки и девчонки встретились в театре с хорошими друзьями-сверстниками из Англии: Томом Сойером (Г. Лукьянова), с его верными товарищами Геком Финном (О. Потоцкий), Джо (К. Козлова), Бен (3. Фролова) и юной обаятельной подругой Тома — Бекки (Э. Соболева).
  Встреча юных туляков со знаменитыми героями спектакля оказалась весьма желанной и памятной.
  В спектакле о Саше Чекалине по пьесе актера театра О. Потоцкого «В шестнадцать мальчишеских лет» (1958 г.) Галина Ивановна исполнила роль Афоньки, который появляется только два раза. Роли почти нет, но образ, созданный актрисой, стал в первый ряд актерских удач спектакля. Лукьянова представила этого маленького негодяя так, что вызвала к нему ненависть зрителей. Своим искрометным творчеством она прдтверждала тот факт, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты.
  Спектакль по пьесе «Черной тропой» (пьеса написана по повестям Г. Матвеева «Зеленые цепочки» и «Тайная схватка»). Режиссер Ф. В. Правдин, художник А. П. Лукьянов. Представление рассказывает о мужестве советских разведчиков в период Великой Отечественной войны. Сначала и до конца спектакля в центре внимания зрителей три мальчугана: смелый, решительный, самостоятельный Миша (Г. Лукьянова), серьезный Степа (В. Кошаровская), самый младший, прозванный «профессором», озорной, отчаянный Вася (К. Козлова).
  Актриса Г. Лукьянова сумела показать глубокий, сильный детский характер. Особенно удачны сцены, где Миша (Лукьянова) действует. Пьеса поставлена впервые в Союзе.
  В спектакле по пьесе грузинского драматурга Г. Нахудришвили «Чинграквела» (1965 г.) Галина Ивановна Лукьянова сыграла роль мальчика Чинграквалу, преодолевающего все преграды и опасности с помощью царевны Мзии: похищает из спальни злодея Бах-Бах-Дэва (арт. Ю. Ратников) волшебные подсвечник, кольцо и ковер-самолет.
  Смелый и добрый, энергичный и неутомимый бродяжка, балагур и выдумщик Чинграквела — подлинный герой. Актриса Лукьянова, ярко и талантливо сыгравшая не одну роль подобного плана, и на этот раз создала характер колоритный и обаятельный. Ее маленький герой хорошо поет, танцует, он непосредственен и искренен в своих поступках, цель которых помочь людям, победить зло и насилие. И неудивительно, что с первых минут зрители проникались горячим участием к этому маленькому герою с большим щедрым сердцем.
  В 1968 году президиум Тульского областного комитета профсоюза работников культуры писал артистке:
 

«Дорогая Галина Ивановна! Сердечно поздравляем Вас с 25-летием актрисы-травести.
Мы хотели бы, чтобы Вы сегодня особенно горячо почувствовали нашу благодарность, глубокое уважение и восхищение Вашим талантом.
Нам близки и дороги те образы, которые Вы создали на сцене театра юных зрителей.

Пред. Н. Бартенев,

Отв. секрет. В. Игнатов.»
 

  Галина Ивановна Лукьянова оставалась и впредь превосходной актрисой-травести. Спустя 10 лет (1978 г.) в спектакле «В порядке обмана» она сыграла роль ученицы четвертого класса.
  Играла Лукьянова и характерные роли. В 29 лет — 50-летнюю тетю Тамару (1960 г. «Неравный бой». Драматург В. Розов. Реж. Шалов), в пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» — Мамаеву, в «Казаках» по повести Л. Н. Толстого — Марьяну, в спектакле «Николай Иванович» (пьеса А. Гераскина, реж. О. А. Шаповаленко, худ. А. П. Лукьянов, музыка А. Н. Суханова).
  Настоящего искусства перевоплощения Лукьянова достигла в спектакле по пьесе Карла Виттлингера «Человек со звезды» (спектакль назывался «Лучше остаться мертвым», реж. Р. Соколов), где она сыграла одновременно семь ролей: медсестру Эмму Фишер, миллионершу Цист, бывшую жену Кетхен, служанку и работницу аттракциона, мотогонщицу.
  Одно время Галина Ивановна Лукьянова заведовала педчастью и принимала участие в спектаклях.
Замечательная актриса имела почетные грамоты. Например, за активную шефскую работу в частях Советской армии и Военно-Морского флота в связи с 40-летием Вооруженных Сил страны; за исполнение 125 раз роли Шуры Тычинкина в спектакле «Сомбреро»; за руководство хоровым коллективом больницы имени Н. А. Семашко; за исполнение 125 раз роли Любы в спектакле «Поддубенские частушки»; за творческие успехи в создании образа Афоньки в. спектакле «В шестнадцать мальчишеских лет»- «Диплом за исполнение ролей Верочки и Простушки» в спектакле «Русский водевиль» и т. д.
  Галина Ивановна Лукьянова — тульская Сперантова — достойна нашей памяти.
  Хочется пожелать ТЮЗу, чтобы у него появился театральный музей, хотя в статье бывшего завлита Л. Вдовцевой, опубликованной 19 декабря 1991 года в газете «Молодой коммунар», можно прочитать такие строки (о Г. И. Лукьяновой): «...Одна из лучших актрис Тульского ТЮЗа... Как хорошо, что к 60-летию театра её творчество будет представлено в нашем театральном музее». Такого музея на самом деле не было и нет.
  Мне известна лишь выставка 1981 года, когда тюзовцы отмечали свой полувековой юбилей. Я присутствовал на том юбилее и в своем блокноте отразил свое впечатление о выставке:
 

Что ТЮЗу — пятьдесят,
не верьте вы на слово —
Два года лишь всего,
как В. Богатыреву.
У нас сомнение?
Вы говорите: «Вряд ли?»
Тогда вы не были
на выставке в театре.
Сходите! Станет ясного ясней:
Богатыревские работы
лишь на ней!

(Владимир Богатырев, главный режиссер ТЮЗа в 1979— 1981 гг.).
 

  Почему бы ТЮЗу не иметь театральный музей, а в нем галерею портретов своих артистов, которыми театр может и должен гордиться..

Сергей Рассаднев (Тула вечерняя 18/09/1996)



^ Наверх