Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ТЮЗ: ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА



Фото ТЮЗ: ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАСегодня Тульский театр юного зрителя отмечает 85-летие. Накануне юбилея ТЮЗ представил новый спектакль — хоррор «Бежин луг» по рассказу И.С.Тургенева.

 

    Нечисть в зрительном зале

  Хоррор, проще говоря, ужастик — жанр литературный и кинематографический, и от традиционного театра вроде бы далекий: ну как-то не принято со сцены пугать цивилизованного зрителя. С другой стороны — почему бы и нет, если материал позволяет.
   Если посмотреть на сюжет из «Записок охотника» свежим взглядом, то рассказы мальчишек у костра на Бежином лугу — это те же самые страшилки, которые их сверстники рассказывали друг другу в пионерских лагерях по ночам. Помните? «В черной-черной комнате стоит черный-черный гроб…» Только персонажи в них немного устаревшие — лешие, русалки, домовые. Нечисть, причем покруче нынешних компьютерных зомби, присутствует в мифологии каждого народа, и русские народные сказки — отнюдь не исключение.
Фото ТЮЗ: ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА   ТЮЗ попробовал визуализировать страшные байки тургеневских мальчишек — и в результате получилась качественная русская народная готика. В спектакле два плана: традиционный, с реальными артистами — и видеоряд, изощренно придуманный и воплощенный с применением новейших технологий.
   Картинка проецируется не на обычный плоский экран, а на рельефную декорацию, что создает особую глубину, объем и эффект странного, мистического пространства. И даже панорама обычного, дневного Бежина луга в этом пространстве меняется. А ночной пейзаж — с огромной сияющей луной и пасущимися лошадьми — и вовсе полон загадок, ужаса и восторга.
   Между «живым» планом и видеорядом нет четкой границы: нечисть вполне может выйти из экрана на сцену и даже в зрительный зал (публика пугается и истерически хохочет). Актриса, играющая маму утонувшего мальчика, зовет своего сына у экранной реки, и над водой вдруг появляется светлое вибрирующее пятнышко — привидение погибшего ребенка.
   В воображении тургеневских мальчишек мир, где мужик из соседней деревни разговаривает с русалкой, а псарь — с барашком-оборотнем, реален и ирреален одновременно. И в этом мире есть своя красота и поэзия…
   Спектакль «Бежин луг» поставлен в рамках подготовки к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, при поддержке Министерства культуры РФ, а также регионального министерства культуры.

Фото ТЮЗ: ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА  75 спектаклей за 21 год

  Каким должен быть современный театр юного зрителя, о чем сегодня необходимо говорить со сцены с детьми и подростками? Об этом и о многом другом «Молодой коммунар» беседует с художественным руководителем тульского ТЮЗа, заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Шинкаревым.
   — Я пришел в театр 21 год назад. За эти годы поставил 75 спектаклей. И уверен, что, по сути, наши сегодняшние юные зрители не отличаются от зрителей прежних поколений. Не случайно некоторые спектакли, поставленные много лет назад, до сих пор остаются в нашем репертуаре. Например, спектакль «Волшебник Изумрудного города», которому исполнилось 19 лет. Другое дело, что у современных детей — иное, клиповое мышление, другой способ восприятия, и мы стараемся это учитывать.
   — Театр юного зрителя — особый жанр, особый формат, придуманный в советское время. Взрослые традиционно относятся к нему скептически. Опять же для актеров и режиссеров — не самое престижное место работы…
Фото ТЮЗ: ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА   — Когда-то у меня тоже было такое представление о ТЮЗе. Помню, как пришел сюда в первый раз: помещение показалось таким маленьким… А потом фасад очистили, сняли старую штукатурку, и здание мне так понравилось! Я тогда работал режиссером в Тульской областной филармонии, и однажды мы встретились на каком-то совещании с директором ТЮЗа Борисом Сергеевичем Карцевым (Б. С. Карцев возглавлял тульский ТЮЗ с 1982 по 2011 год, ушел из жизни в 2012-м.— И. С. ). Меня поразило, с какой настойчивостью он добивался, чтобы со здания сняли ненужные вывески, чтобы перенесли подальше трамвайную остановку.
   Борис Сергеевич очень любил свой театр, был настоящим хозяином. Наше сотрудничество началось с неожиданного события: он и тогдашний главный режиссер Александр Литкенс предложили мне поставить в ТЮЗе спектакль по пьесе Ксении Драгунской «Вверх тормашками». Для меня это был своего рода дебют. И для Ксении, кстати, тоже — первый спектакль по ее пьесе в профессиональном театре. Сейчас Ксения Драгунская — известный и очень успешный драматург, но с тех пор с нашим театром ее связывают особые, теплые отношения… Через год Борис Сергеевич предложил мне прийти в театр режиссером. Сказал: «Попробуйте, не понравится — уйдете…» Вот и «пробую» уже 21 год…

Фото ТЮЗ: ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА  Учиться у своих учеников

  Владимир Степанович признается, что любит все свои спектакли — и удачные, и не очень. А самыми значимыми для себя считает «Ромео и Джульетту», «Легенду о Молодой гвардии» (обе постановки 2000 года), а также «Трепетные истории» по пьесе К. Драгунской.
   Шинкарев много лет преподает в Тульском областном колледже культуры и искусств, и сегодня большая часть труппы — его бывшие ученики.
Фото ТЮЗ: ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА   — Теперь я сам многому у них учусь — в том, что касается новейших трендов и технологий, мои ребята, конечно, более продвинутые. Мне интересно с ними, мне нравится творческая атмосфера, которая сложилась в театре. Я убежден, что современный ТЮЗ должен быть театром, открытым для разного рода экспериментов, потому что это театр молодежный,— подчеркивает Владимир Степанович.— И спектакль «Бежин луг» по рассказу И. С. Тургенева, который мы поставили к юбилею,— это в большей степени работа нашего художника-постановщика и балетмейстера Дениса Ляпина, чем моя. Именно он предложил определить жанр спектакля как «хоррор» и создал к нему этот сложный видеоряд.
   Взрослые, как правило, приходят в ТЮЗ с детьми или внуками, и многие удивляются, когда узнают, что в его репертуаре есть спектакли, адресованные не только детям, но и их родителям. Мне бы хотелось, чтобы наш театр был интересен зрителям самых разных возрастов…

Ирина Скибинская, фото Сергея Шмуня (Молодой коммунар 8/11/2016)



^ Наверх