Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

УХОДИЛИ ПАРНИ В БОЙ



Фото УХОДИЛИ ПАРНИ В БОЙСпектакль по пьесе В.Кондратьева «Отпуск по ранению», поставленный режиссером В.Подольским в Тульском театре юных зрителей, захватывает искренностью, правдой чувств, эмоциональностью, точной атмосферой времени, живыми характерами-образами. Спектакль адресован молодежи, которой лет столько же, сколько было тем, кто шел в грозное для страны время на фронт, самоотверженно работал  в тылу, искал и находил свое место в великой борьбе.

 

  В спектакле нет батальных сцен. Масштаб грандиозной битвы, атмосфера, в которой жили советские люди, чувства, что испытывали они в те дни, месяцы, годы, - все это сконцентрировано в одной судьбе, казалось бы, очень личной.
  ...В вагоне воинского эшелона, на котором написано «Бей фашистов!», «Москву не отдадим!», вместе с другими едет в отпуск по ранению домой, в Москву, молодой лейтенант, прозванный солдатами ласково и доверительно Володькой. Он был на одном из самых трудных участков Калининского фронта, попал на передовую сразу после военного училища, в этом спектакле преодолел первый страх. Ему, молодому лейтенанту, пришлось командовать целой ротой солдат  - своих товарищей, он помял всю ответственность за доверенных ему бойцов, пережил и радость первой победы, и горечь утрат, когда от роты осталось одиннадцать человек...
  И вот встреча в Москве, с матерью, любимой девушкой, друзьями. Казалось бы, попав домой, он должен отдохнуть от тягостей войны, отвлечься хоть на время от всего, что осталось позади, но, оказывается, это не так просто... Его ждут новые заботы, волнения и открытия, ему предстоит сделать выбор, может быть, главный в жизни. Такова основная канва спектакля.
  Постановщик сумел верно понять и воплотить идейный смысл пьесы, с гражданских -позиций строя спектакль как драматическую повесть, вскрыл психологическую глубину и наполненость внутренней жизни героев, нашел совершенно точные темпо-ритмы, что и создает в общей сложности высокую тональность спектакля.
  Каков же центральный персонаж - лейтенант Канаев? Что происходит с ним? Какой конфликт движет спектакль?
  Образ лейтенанта Володи Канаева  - безусловно, удача артиста С.Баринова. В нем воплотились возвышенные героические черты тех молодых людей, что со школьной парты ушли на фронт, на которых можно было положиться во всем и всегда - в атаке, обороне, в жизни. Вместе с тем, он — простой, узнаваемый, человечный. Воспитанный семьей, школой, комсомолом, советским образом жизни. Честный, добрый, любящий людей, - свою страну. Движимый, быть может, иногда излишне максималистскими требованиями, Володька бескомпромиссно отдает себя исполнению священного долга  перед Отечеством.
  Таким он и врывается домой, к матери. Только что с передовой, из боя. В телогрейке, на которой осталось пятно крови убитого им в разведке фашиста. Нервно взвинченный, с раненой рукой и медалью «За отвагу». Внутренне мучимый угрызениями совести, тем, что остался жив, а его товарищей по роте не стало, сознающий, что надо бы было умнее воевать.
  Канаев видит, как тяжело в тылу, в Москве, как напряженно живут здесь люди работая по четырнадцать часов, в сутки и ожидая каждый день похоронки... Не дает ему покоя и пятно крови на телогрейке, напоминает о том, как, выполняя боевое задание, он убил человека, первого в своей жизни немца, как глубоко переживал это событие. Нравственный конфликт, происходящий в душе героя, и его преодоление крупно акцентируют режиссер и актер.
  Очень многое предстоит Володьке понять здесь, вдали от фронта. Встретившись с любимой, девушкой Юлей, он узнает, что она, движимая патриотическим порывом и любовью к нему, добилась того, что ее берут на фронт... И ему не придётся провести с ней свой отпуск. В то же время он замечает и другое - как много еще в тылу тех, кто, приспособившись, пребывает в благополучии, уходя от прямой своей гражданской обязанности и долга. Так нарастает еще один конфликт.
  Кульминация его — в сцене встречи друзей в кафе, куда Володю привел Сергей. Канаев видит вопиющее несоответствие того, что происходит на фронте, и приятного времяпрепровождения, с коньяком, с весельем. Видит здоровых парней, которые заняли чужие места в институтах, благодаря «связям». Его друг Сергей, прикрываясь «белым» воинским билетом, также предпочитает отсиживаться в тылу. Здесь же, за столиком кафе, острый спор с Игорем, Олегом, Михаилом и Тоней, знакомыми Сергея, переходит в открытый конфликт. Лейтенант приказывает, угрожая пистолетом, присутствующим встать и помянуть его погибших товарищей. Быть может, это не лучший способ доказать свою правоту, но в исполнении артиста С.Баринова все звучит внутренне оправданно, сделано ярко, эмоционально. Веришь, что иначе не мог поступить герой спектакля, живущий согласно непоколебимому убеждению: каждый честный человек в грозный час обязан быть там, на «передовой». И веришь искренности его слов: «Это такая война, такая война. Решается же — быть России или не быть... А кто должен решать?.. Как же война без меня? Как в Москву вернусь, не мною отбитую?»
  И выбор, который затем делает лейтенант,— единственно для него возможный. Тоня, дочь крупного военачальника, влюбленная в Володьку, предлагает с помощью отца перевести его в более безопасное место. Володька категорически отказывается, и, спокойный, уверенный в своей правде, принимает решение уехать на фронт: туда, где труднее и опаснее.
  Несомненно, успех спектакля определяется точной логической выстроенностью системы всех образов, их подчинением единой идейной и художественной цели. Заслуженная артистка РСФСР В.Силко создала очень убедительный, искренний и достоверный образ матери Володьки. Глубоко встревоженная за судьбу сына, мать одобряет его решение вернуться в свое подразделение.
  Удачна работа артистки А.Александровой. Непосредственна, лирична, целеустремленна ее Юлька. Глубоко любящая Володю еще со школьной скамьи, она добивается направления на фронт не только потому, что хочет быть рядом с любимым, но и потому, что считает это своим святым гражданским долгом.
  Артистка О.Косачева в роли Тони проникновенна, лирична, но вместе с тем она сумела показать ограниченность мирка своей героини.
  Колоритен солдат Буханов в исполнении И.Тюрина. В небольшой сцене артист сумел задать очень насыщенный эмоциональный настрой всему спектаклю.
  В эпизоде случайной встречи Володи и Сергея с арбатской старушкой заслуженный работник культуры РСФСР, ветеран сцены ТЮЗа 3.Леонтьева буквально несколькими штрихами создает очень взволнованный, запоминающийся образ русской женщины, у которой в семье было целое поколение тех, кто храбро и преданно воевал за Россию.
  Удач в спектакле немало - и в игре актеров, и в сценографии, и в удачном использовании музыки. В то же время нельзя сказать, что в этой работе ТЮЗа вовсе нет  недостатков. Артист С.Файзрахманов недостаточно ярок, убедителен в роли Сергея. В частности, кажется внутренне не подготовленным решение героя идти на фронт.
  В целом же постановка удалась. Это несомненная заслуга режиссера, всего творческого коллектива, создавшего спектакль принципиально важный и нужный, поскольку тема его — тема минувшей войны — актуальна и сегодня в связи с напряженной обстановкой в мире, с борьбой Советского Союза и всех миролюбивых сил за прекращение гонки вооружений. Сделать свой выбор, определить свое место в этой борьбе за светлое будущее учит новый спектакль Тульского ТЮЗа.

А.Михин, заслуженный работник культуры РСФСР (Молодой коммунар 6/09/1983)



^ Наверх