Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

УРОКИ ДОБРА



Фото УРОКИ ДОБРАДУША РЕБЕНКА, открыта добру и радости, как солнцу. Нет ничего более естественного для него, чем торжество справедливости во всем: дома в семье, на улице среди сверстников, в рассказанной бабушкой сказке, в спектакле, если он пришел в театр. На это благодарное качество детской души и опирается прежде всего режиссер детского спектакля, выстраивая для себя целый ряд воспитательских задач. Ибо детский театр — это всегда педагогика, это более, чем где бы то ни было — воспитание.

 

  Два новых спектакля для младших ребят идут в этом сезоне в театре юного зрителя, ярких и не похожих один на другой: «Емелино счастье», по мотивам русской народной сказки и «Красная Шапочка» по пьесе Евгения Шварца.
  "ЕМЕЛИНО СЧАСТЬЕ" сначала удивляет детей непохожестью на хорошо известную и ожидаемую сказку... Но проходят считанные минуты, и вот они уже полностью увлечены действием, удалыми плясками и озорными куплетами, песнями и хороводами. Перед детьми разворачивается мюзикл в духе скоморошьего представления, с ряжеными, добрым и благородным медведем (артист В.Тихонравов), придурковатым и злым царем (артист М.Королев), капризной, избалованной царевной (артистка О.Исайкина), с чудесами, драками, с обращениями в зрительный зал, на что юная публика реагирует радостно и дружно...
  На этом пестром фоне развивается вариант сюжета о Емеле (пьеса В.Новацкого и Р.Сеф), вырисовываются достаточно интересные характеры.
  Прежде всего это Емеля — артист В.Бугаев, точный внешне и внутренне. Его герой — простоват, да с лукавинкой. ("Почему я дурак? Да так называют, за то, наверное, что зверье всякое люблю. Хочешь, тебе собаку подарю?" — и усмешка, и ласка, и обояние, все тут есть...) А главное — он добр, он не может наказать даже будучи всесильным, своих обидчиков. Что ж, такого и впрямь подчас дураком назовут... (Два юных зрителя лет по семи, сидевших рядом со мной, вели себя прямо как спортивные болельщики и чуть не плача шептали: "Скажи: по щучьему веленью! Скажи: по щучьему веленью!"). Но он не говорит... Он обращается в зал с подкупающей простотой: "Может, мне их простить?" И в зале побеждают добрые чувства.
  Интересны "преследователи" Емели, брат Иван (артист А.Катков) и брат Степан (артист В.Шубников). А.Катков особенно проникся «русским духом», он будто сошел со старинного лубка и запрыгал, заегозил, побежал по лесу с сумой и клюкой, забормотал на полузабытом наречии... В.Шубников такой точности не достигает, может быть, не вполне постигнув самую суть характера. В облике, в речи брата Степана больше от нынешней "улицы", чем от русского духа... Равноправный герой этого спектакля — музыка. Ее сочинил и сам сопровождает каждый спектакль игрой на аккордеоне А.Суханов. Музыка очень народна, органична в этом спектакле. Оформление художника Н.Н.Кузнецова выдержано в заданном стиле. Весь спектакль — зрелище яркое, доброе, истинно народное, и как последний аккорд, довершающий урок добра и бескорыстия, — свадебный подарок Щуки Емеле и царевне: вместо злата и серебра — только цветы, охапка роз, рассыпавшаяся вдруг по голубому фону...
  Поставлен спектакль педагогом ГИТИСа И.С.Манухиной.
  А ВОТ — "КРАСНАЯ ШАПОЧКА" Поставлена пьеса В.Ю.Шубниковым. режиссером совсем молодым, но уже имеющим определенный почерк, хорошо чувствующим форму.
Спектакль этот будто старинная золоченая игрушка, бережно вынутая из бабушкиной шкатулки... Золотые решетки, золоченое кресло, некоторая манерность, жеманность в костюмах и оформлении, условность, сентиментальность старой французской сказки — все бережно сохраняется в оформлении, костюмах (художник И.Олтаржевский), песенках мамы (арт. В.Богачева) и Красной Шапочки (арт. Н.Маркова)... Но вот в эту жеманность врывается «народ»: Арлекин (арт. В.Фрейфельд) бежит через зал на сцену, сообщает, что приехали бродячие актеры и сыграют сейчас сказку про Красную Шапочку... Выбегают актеры, исполняют стилизованный танец под известную песенку про Арлекина, и действие начинается...
  Долго прощаются мама с дочкой. Артистка В.Богачева поет песенку о том, как хорошо и спокойно, когда дети дома, и как тревожно, когда их дома нет.
  Докучливое назидание, лишнее напоминание о том, что родители и дети должны любить друг друга? Отнюдь... Разыграно это столь грациозно, изящно, что доставляет детворе прежде всего эстетическое удовольствие и, конечно, воспитывает, поскольку не раздражает откровенным морализированием.
  Очаровательна была 3.В.Леонтьева, блеснувшая в роли бабушки мастерством, сыгравшая роль с неподдельным юмором и озорством...
  Красная Шапочка долго идет по лесу. Но чего только не случается с ней за это время! Все традиционные маски пройдут здесь перед зрителем, покажут свой характер, повеселят публику, и большинство их друзья Красной Шапочки, все они ей помогают. Это и Медведь, лакомка, добряк (арт. Т.Халиуллин), это Заяц Белоух (арт. Л.Егорова), это птицы (Г.Левинтан и А.Александрова). Но это и злые персонажи — Лиса (арт. Т.Кубанек, сыгравшая роль очень выразительно, в характере, так что кое-кто из малышей на обсуждении не скупился на комплименты в ее адрес), и Волк — В.Шубников, не очень страшный, а как бы взявшийся «на зло» ребятам съесть Красную Шапочку и все время вступающий в споры с залом. Зрители охотно ведут с ним «дискуссию» по главным вопросам детского бытия: нужна ли в жизни дружба, кто сильнее — добрый или злой, и т.п.
  В этом спектакле радует чувство стиля, увлеченность актеров именно этим желанием передать красоту сказки, откровенная условность спектакля, в которую охотно вовлекаются дети...
  После «Красной Шапочки» малыши остались на обсуждение спектакля. Четырех-пяти летние критики говорили комплименты Красной Шапочке, Бабушке и даже Волку и Лисе, потому что Волк был здесь не страшный, все было «понарошку», но все равно очень интересно...
  Сказка — это вечный и прекрасный урок добра и справедливости. И ТЮЗ сделал детворе хороший подарок этими двумя новыми спектаклями.

Л.Носкова (Коммунар 26/12/1976)



^ Наверх