Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

В ДРАМТЕАТРЕ ГОСТИ ИЗ ТУЛЫ



Фото В ДРАМТЕАТРЕ ГОСТИ ИЗ ТУЛЫ  В рамках культурного обмена на сцене русского драматического театра им. В.Маяковского прошли спектакли Театра юного зрителя из российского города Тулы.
  Представленные произведения у нас на слуху: «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик и мышиный король», «Пеппи длинный чулок», поставлены художественным руководителем театра В.Шинкаревым. Сюжеты знакомы, но спектакли завораживают оригинальностью сценического воплощения, своеобразием режиссерского видения мизансцены.
Тема «любви» проходит красной нитью через все спектакли В.Шинкарева. О любви в разных ипостасях: яркой, острой, способной на самопожертвование в дерзком юношеском возрасте («Ромео и Джульетта»), любви способной творить чудеса: превращать отпугивающее уродство в нежный человеческий лик, уничтожив чары колдовства («Щелкунчик»), любви детско-родительской, обоюдно-защищающей, наполняющей восторгом бытия, такой незаметной, обыденной, когда она есть («Пеппи - длинный чулок»).
  Как будто бы спектакли для детей младшего и старшего возраста. Но, как метко отметил В.Шинкарев, дети в театр приходят с родителями, и в спектакле как бы два представления: сказка для детей и завуалированная притча для взрослых. Когда родителям говорят о детях («Пеппи - длинный чулок»), то прежде всего, о важности и необходимости родительской любви к детям, которые остро чувствуют недостаток той любви. Из их одиночества душевного в детстве вырастают корни зла общечеловеческого масштаба.
  В «Пеппи - длинный чулок» реалии жизни: ребенок противопоставлен содружеству взрослых, он вынужден фантазировать каждый миг, чтобы не сорваться под колеса телеги-судьбы, которая его поставила один на один с миром устоявшихся понятий. Болью за ребенка, долго ждущего отца, не допускающего мысли, что этого не произойдет и живущего ожиданием счастья встречи, отмечен, по-своему добрый и грустный спектакль о Пеппи.
  Световые эффекты - тени на экране - подчеркнули необычность ситуации. Если детям природа определяет родителей, то почему родитель становится отчужденно бездушным к проблемам ребенка, что ребенку легче поверить в образ сказочника с корзиной счастья, чем в реальную помощь-заботу взрослого.
  О людях - кроликах двухактная притча В.Ольшанского «Тринадцатая звезда» в постановке И.Небольсина.
  С мыслями людей взаимоотношения людские происходят в загоне для кролей. Можно человеку понимать кроличьи стремления, у кроликов есть представления о людях, но людям порой так не хватает взаимопонимания, самого простого понимания житейских ценностей - жизнь бесценна у всех живущих на земле. Одна из мировых религий сформулирована, что каждое существо приравнивается к рангу священного создания природы и запрещает отнять жизнь у земляного червя или другой ползающей или летающей твари. Когда бы люди во всех ситуациях действовали миролюбиво, могло и не быть разрушительных войн, не создавалось бы оружие массового уничтожения.
  Режиссер увеличил размеры клеток до полуторного роста высокого человека, и возник взгляд на жизнь через ячейку решетки ограды, окна, образ закрытого пространства, где обитает человек, как кролик в клетке. Немного жутко видеть из зала так много решеток, даже без колючей проволоки, но принцип бытия сформулирован. Там нет разделительных решеток, где уже нет и человека, остался его дух. Избавляет от страха смерти сама смерть. Однако, спектакль так построен, что трагедийности нет, лишь закон круговорота в природе формирует естественное отношение к природным явлениям.
  Звуковые и визуальные воплощения составляют не дополнения к сценариям, а действуют самостоятельно, углубляя сценические образы. Герои современниками стать не могут, но дух текущего времени остался на сцене в пластическом сопровождении, разработанным И.Небольсиным. Выразительны бои на шпагах, танцевальный ритм в стиле «реп» и потрясающий воображение танец любви - все в спектакле «Ромео и Джульетта».
Шар, сфера из железных прутьев, там же имеет разнообразную смысловую нагрузку, позволяет фантазировать по поводу своего присутствия.
  Это и как символ заоблачной выси, и как балкон или спальня, это и образ неустойчивости или краткости бытия человека на земле.
  В сказке «Щелкунчик и мышиный король» на фоне стабильности условных декораций руководит вниманием зрителя кукла-король. И подвластна ему лишь колбаса на разогретой сковороде. Но зритель с вниманием выслушивает его хотения поесть колбаски, так уж он богат интонациями и слабо характерного хозяина, и чревоугодника, и папаши «на час», и короля в кукольном царстве-государстве. Самоотверженный поиск дороги к счастью принца и принцессы заканчивается под бурные аплодисменты зрителей. И то, что часы - это и двери, и зеркало, а лестница вверх, лестница вниз - это апартаменты короля-государя и все его королевство, а кресло-трон с постоянно дремлющей королевой - его семейная королевская жизнь, детьми в зале воспринимается как достаточно доходчивая информация о сказке со сказочными законами бытия и превращений.
  В целом праздник состоялся и для детей, и для взрослых. Культурный обмен международного уровня обогащает культуру народов, развивает сотрудничество и расширяет кругозор.

Зарема Карпова, искусствовед ("Народная газета", Душанбе 19/11/2003)



^ Наверх