Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

В "ГРОЗУ" - НА КАРУСЕЛИ



Фото В "ГРОЗУ" - НА КАРУСЕЛИ  Похоже, пьеса А.Н.Островского «Гроза» переживает новый взлет популярности: три года назад ее поставили в Московском ТЮЗе, затем - в «Современнике». Тульский театр юного зрителя тоже включил "Грозу" в свой репертуар. Недавно состоялась премьера.
  - Своим спектаклем мы не хотим поучать, как жить: пусть каждый зритель сам выберет линию поведения того героя, который окажется ему близок по духу, - сказал в беседе режиссер-постановщик Владимир Шинкарев. - У каждого человека - своя «гроза», и каждый ее понимает по-своему.
  Очень интересно сценическое решение, найденное художником Сергеем Мазновым: посреди сцены стоит карусель с деревянными лошадками, все персонажи по ходу действия усаживаются на них, и начинается бег по кругу жизни. Мелькают дни и годы, время то замедляет, то ускоряет свой ход. А вдали - воздушный светлый город, с красивыми домами, куполами церквей, и никакого мрака, только простор и величавое течение Волги. Ее присутствие обозначено уже вначале, когда супер превращается в экран, по нему парят чайки, и звучит протяжная баллада о грусти, о полете мечты...
И конечно, сразу вспоминается монолог Катерины: «Почему люди не летают, как птицы?..» Произнося его, Елена Смолина, исполняющая эту роль, поднимается по лесенке как раз под самый церковный купол. Туда же за ней опасливо забирается и прагматичная Варя (Ярославна Шинкарева): словно учится мечтать. Но потом, после обманов и долгого вранья, просто убегает из дома со своим возлюбленным Кудряшом (Дмитрий Локтионов), таков ее выбор.
  Островского недаром, называли «женским» драматургом: он очень четко выписывал именно женские роли. А если внимательнее вчитаться в «Грозу», то окажется, что главная героиня не мечтательна, а скорее страдает нервными расстройствами. Так что не очень-то повинна в ее смерти Марфа Игнатьевна Кабанова (Елена Шишова), восклицающая: «Из любви родители строги к вам бывают, из любви бранят вас!» И по сути своей Кабаниха не просто сильная личность, семью крепко держит и дело свое знает, она - очень одинокая женщина, которой... нет еще и сорока! И прочитанный не с надрывом, а в лирическом ключе их монолог с Савелом Прокофьичем Диким (Игорь Лучихин) приоткрывает какие-то тайны из общего прошлого этих людей. Недаром после их разговора звучит аргентинское танго, и этот дуэт вдруг начинают исполнять страстный танец, с которым даже стилизованные костюмы из павловских платков не диссонируют.
  Интересно, в скоморошьем стиле, решены сцены, характеризующие Дикого: он надевает на руки перчаточных кукол и показывает с ними целое представление - как кукловод, вершитель судеб. Но и его закрутила карусель, управляемая еще чьей-то неведомой рукой, и его она зовет туда, где кипит жизнь. Завертела Бориса (Евгений Кашин), и не хватает у того силы воли что-то предпринять. Таким же безвольным кажется Тихон (Станислав Емельяненко), оживляющийся, пускающийся в пляс только перед отъездом из дома, когда появляется перспектива на две недели «на волю вырваться». Даже странницы (Валентина Силко и Тамара Слышкова), сидя на деревянных коньках, не в ужасе, а с придыханием говорят о кипении жизни, от которого они удалены.
  Об ушедшей жизни тужит и старая барыня (Зинаида Леонтьева), кликушествующая, злобствующая при виде молодых красавиц. И только Кулигин (Михаил Головко) пытается что-то наладить в этой карусели, подкручивает шестеренки, меняет детали. Вроде странный человек, всем мешает, всех раздражает, даже и зрителей, но вот для чего-то понадобился в пьесе этот мечтатель с фамилией, напоминающей о Кулибине. Может, чтобы подсказать: каждый может стать хозяином своей судьбы - если живет не только для себя, а мечтает о большем, чем просто кусок хлеба на завтра?

Марина Панфилова (Тульские известия 6/12/2007)

 Фото В "ГРОЗУ" - НА КАРУСЕЛИ




^ Наверх