Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

В "ГРОЗУ" - НА КАРУСЕЛИ



Фото В "ГРОЗУ" - НА КАРУСЕЛИ  Похоже, пьеса А.Н.Островского «Гроза» переживает новый взлет популярности: три года назад ее поставили в Московском ТЮЗе, затем - в «Современнике». Тульский театр юного зрителя тоже включил "Грозу" в свой репертуар. Недавно состоялась премьера.
  - Своим спектаклем мы не хотим поучать, как жить: пусть каждый зритель сам выберет линию поведения того героя, который окажется ему близок по духу, - сказал в беседе режиссер-постановщик Владимир Шинкарев. - У каждого человека - своя «гроза», и каждый ее понимает по-своему.
  Очень интересно сценическое решение, найденное художником Сергеем Мазновым: посреди сцены стоит карусель с деревянными лошадками, все персонажи по ходу действия усаживаются на них, и начинается бег по кругу жизни. Мелькают дни и годы, время то замедляет, то ускоряет свой ход. А вдали - воздушный светлый город, с красивыми домами, куполами церквей, и никакого мрака, только простор и величавое течение Волги. Ее присутствие обозначено уже вначале, когда супер превращается в экран, по нему парят чайки, и звучит протяжная баллада о грусти, о полете мечты...
И конечно, сразу вспоминается монолог Катерины: «Почему люди не летают, как птицы?..» Произнося его, Елена Смолина, исполняющая эту роль, поднимается по лесенке как раз под самый церковный купол. Туда же за ней опасливо забирается и прагматичная Варя (Ярославна Шинкарева): словно учится мечтать. Но потом, после обманов и долгого вранья, просто убегает из дома со своим возлюбленным Кудряшом (Дмитрий Локтионов), таков ее выбор.
  Островского недаром, называли «женским» драматургом: он очень четко выписывал именно женские роли. А если внимательнее вчитаться в «Грозу», то окажется, что главная героиня не мечтательна, а скорее страдает нервными расстройствами. Так что не очень-то повинна в ее смерти Марфа Игнатьевна Кабанова (Елена Шишова), восклицающая: «Из любви родители строги к вам бывают, из любви бранят вас!» И по сути своей Кабаниха не просто сильная личность, семью крепко держит и дело свое знает, она - очень одинокая женщина, которой... нет еще и сорока! И прочитанный не с надрывом, а в лирическом ключе их монолог с Савелом Прокофьичем Диким (Игорь Лучихин) приоткрывает какие-то тайны из общего прошлого этих людей. Недаром после их разговора звучит аргентинское танго, и этот дуэт вдруг начинают исполнять страстный танец, с которым даже стилизованные костюмы из павловских платков не диссонируют.
  Интересно, в скоморошьем стиле, решены сцены, характеризующие Дикого: он надевает на руки перчаточных кукол и показывает с ними целое представление - как кукловод, вершитель судеб. Но и его закрутила карусель, управляемая еще чьей-то неведомой рукой, и его она зовет туда, где кипит жизнь. Завертела Бориса (Евгений Кашин), и не хватает у того силы воли что-то предпринять. Таким же безвольным кажется Тихон (Станислав Емельяненко), оживляющийся, пускающийся в пляс только перед отъездом из дома, когда появляется перспектива на две недели «на волю вырваться». Даже странницы (Валентина Силко и Тамара Слышкова), сидя на деревянных коньках, не в ужасе, а с придыханием говорят о кипении жизни, от которого они удалены.
  Об ушедшей жизни тужит и старая барыня (Зинаида Леонтьева), кликушествующая, злобствующая при виде молодых красавиц. И только Кулигин (Михаил Головко) пытается что-то наладить в этой карусели, подкручивает шестеренки, меняет детали. Вроде странный человек, всем мешает, всех раздражает, даже и зрителей, но вот для чего-то понадобился в пьесе этот мечтатель с фамилией, напоминающей о Кулибине. Может, чтобы подсказать: каждый может стать хозяином своей судьбы - если живет не только для себя, а мечтает о большем, чем просто кусок хлеба на завтра?

Марина Панфилова (Тульские известия 6/12/2007)

 Фото В "ГРОЗУ" - НА КАРУСЕЛИ




^ Наверх