Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ



Фото ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМКлуб любителей театр «Огни рампы» завершает публикацию очерков С.Рассаднева и Б.Тебиева об истории Тульского театра юного зрителя. Наш сегодняшний рассказ о творческой работе театра в семидесятые годы.

 

  Семидесятые годы обогатили традиции детского театра. Репертуарная политика ТЮЗа в эти годы строится в полном соответствии с возрастными особенностями зрительской аудитории. Причем театр, как это было и в предыдущем десятилетии, старается не обойти вниманием ни один ребячий возраст.
  С новой энергией продолжает он поиск форм сказочных спектаклей. Яркая выразительность и красочность — лишь один из необходимых элементов детского спектакля-сказки. Для современного ребенка, который с малых лет познает мир сказки у экрана телевизора, который привык видеть яркие и красочные мультипликационные киноленты, театр, должен приготовить нечто более сложное. Яркие краски и веселая буффонада уходят как бы на второй план. Главное, на чем сосредоточивает внимание ТЮЗ, — это создание эффекта непосредственного живого общения актера со зрителем, эффекта, недоступного ни телевизионному, ни киноэкрану.
  Почти каждый год театр, дарит юным тулякам по новой интересной сказке, а иногда и по две. На тюзовской сцене идут «Перстенек», «Иван — честной работник», «Волынщик из Стракониц», «Зайка-зазнайка», «Король Олень», «По щучьему веленью», «Емелино счастье», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  Не все постановки одинаково успешны. По-разному воспринимались они юными зрителями и критикой. Но для многих работ характерно стремление актеров и режиссеров как можно глубже проникнуть во внутренний мир ребенка, сделать юного зрителя непосредственным участником происходящего на сцене, заставить его переживать сказочное событие со всей глубиной и остротой чувств.
  Замечательная традиция Тульского ТЮЗа — утверждать своими спектаклями героическое начало в сознании юных зрителей, готовить их к подвигам во имя Родины. В семидесятые годы на тюзовской сцене появился ряд интересных работ, раскрывающих героическую тему. Прежде всего это спектакли, посвященные Великой Отечественной войне.
  В 1970 году, к 25-летию Победы над фашистской Германией театр поставил пьесу «Твой сын», о подвиге нашего земляка-героя Александра Чекалина, написанную тульской писательницей Натальей Парыгиной и главным режиссером ТЮЗа Романом Соколовым. Интересно, что на роль главного героя был приглашен не профессиональный, а самодеятельный актер, студент Тульского пединститута Игорь Никитин. Молодой дебютант успешно справился со сложной ролью, убедительно показал процесс гражданского мужания своего героя, его богатый духовный мир. Журнал «Театральная жизнь» писал: «И юные зрители, и взрослые смотрели спектакль с глубоким волнением, с захватывающим интересом. Есть в самом факте  - пьеса о земляке - большая эмоциональная сила. По-особому ярко чувствуется любовь к родной земле, гордость за ее прошлое, за людей, что на ней жили и боролись, и вера в то, что и твоя жизнь, твой труд, все, что сделал ты хорошего людям, не будет забыто, не пройдет бесследно».
  Близка и  хорошо знакома Тульскому ТЮЗу тема революции и гражданской войны. Жаркие споры в театральных кругах и на страницах печати вызвал поставленный в 1973 году режиссером Л.Шаловым спектакль по пьесе М.Светлова «Двадцать лет спустя». Спектакль этот был необычным, в значительной мере новаторским. На сцене появились люди, которых нет в пьесе, но о которых мечтали ее герои, появился сам поэт. Одна из главных задач постановки заключалась в том, чтобы показать духовное родство комсомольских поколений, и с этой задачей театр справился успешно.
  В год 60-летия ВЛКСМ театр вновь обращается к этой волнующей теме. В новой сценической редакции ТЮЗ ставит «Как закалялась сталь». Четыре десятилетия отделяют эту постановку, осуществленную режиссером Г.Кондрашовой, от первой, довоенной. Но и сегодня Павка Корчагин, неудержимо рвущийся в бой, становится близким и понятным молодым тулякам, поражает их своей отвагой, революционным горением.
  Воплощенный актерами режиссерский замысел спектакля предусматривал несколько нетрадиционную трактовку образов бессмертного романа  Н.Островского. Павка Корчагин - не исключительная личность, а один из тех, кого воспитал комсомол. Известно, что именно так говорил о себе сам Н. Островский. Вот почему в спектакле получилось много массовых сцен, мысли Павла Корчагина о жизни и борьбе часто произносят его товарищи-комсомольцы. Кульминацией спектакля стала сцена партийной конференции, на которой Жухрай произносит замечательные слова: «Никогда не расколется старая и молодая гвардия!»
  Роль Павла Корчагина с большим душевным подъемом сыграл артист Николай Коншин. Его герой, оказавшись в окружении таких же горячих, беззаветно преданных революции друзей, не стал обезличенным, малозаметным. Артист помог юным зрителям увидеть новые яркие грани характера Павки. Спектакль не только иллюстрировал страницы романа, но и учил школьников самостоятельно мыслить, более глубоко постигать литературные первоисточники драматических инсценировок.
  В последние годы театр много и плодотворно работает над спектаклями, раскрывающими характеры наш юных современников. В числе наиболее удачных постановок для зрителей среднего школьного возраста хотелось бы отметить «Обратный адрес», поставленный в сезон 1972-1973 годов Ю.Дроздовым. Лирическая драма А.Алексина — взволнованный рассказ о нравственном возмужании современного подростка. Целиком полагая на автора  - замечательного детского писателя, вдумчивого педагога, театр создал спектакль высокого нравственного звучания.
  Спектаклем «Обратный адрес» театр заставлял юных зрителей всерьез задумать над сложностью жизненных явлений, над самим собой, учил не страшиться правды, сколь бы горестной она была, всегда быть чутким отзывчивыми к чужой беде, бескорыстно служить людям.
  В 1978 году на афишах Тульского ТЮЗа появилось имя Л.Н.Толстого. К 150 летию со дня рождения нашего великого земляка театр поставил инсценировку его известной повести «Казаки» (автор инсценировки М.Л.Рогачевский). Приятной новинкой следующего года стала постановка пьесы А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
  Этими и другими постановками из классического репертуара театр утверждает: классика всегда современна. И такое утверждение правомерно, ибо режиссеры и актёры не просто берут к постановке то, что проверено временем, что безукоризненно в идейном и художественно плане. С помощью классики театр стремится связать живыми трепетными нитями прошлое и настоящее, повести со зрителем откровений честный разговор о том, что волнует нас и сегодня. Вступая в жизнь, каждое новое поколение открывает для себя истины, многие из которых уже давно открыты, осмыслены художественно. Этим и дорога нам классика, этим она и современна.
 

 *    *    *
 

  Подготовив ряд публикаций, посвященных творческому пути одного из старейших, и, на наш взгляд, интереснейших ТЮЗов страны, мы не стремились к тому, чтобы выделить отдельные, наиболее удачные работы, рассказать об отдельных, наиболее талантливых режиссерах и актерах. Мы старались представить историю Тульского ТЮЗа, как историю единого художественного организма, постоянно развивающегося, живого, ищущего. Искусство театра искусство коллективное. Это придает ему особую силу. Ведь только коллектив способен достойно решать большие и ответственные задачи, только в коллективе раскрывается всё богатство творческих  индивидуальностей.
  У каждого актера есть роль, которую он считает главной ролью в своей жизни. Есть главная роль и у ТЮЗа - быть вдумчивым наставником, требовательным воспитателем юных поколений. Нет сомнения в том, что с этой замечательной ролью Тульский ТЮЗ будет и впредь справляться успешно!

(Молодой коммунар 26/12/1981)



^ Наверх