Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ВОСПИТАНИЕ ДУШИ



Фото ВОСПИТАНИЕ ДУШИТеатр юного зрителя - театр педагогический. Это утверждение, конечно, нужно понимать в более широком смысле слова, нежели применительно к школе.

 

  Он педагогический постольку, поскольку имеет дело с детьми, а ребенка воспитывает все, с чем он бы ни соприкасался. И уж, конечно, огромную воспитательную силу имеет театр с его зрелищностью, силой и яркостью эмоций, обостренностью мысли. Уроки театра часто оказывают воздействие на душу ребенка самое решительное, производят впечатление незабываемое.
  С этого, примерно, началась наша беседа с директором Тульского ТЮЗа Б.С.Карцевым и главным режиссером Ю.Т.Шиловым накануне открытия сезона. Юрий Тимофеевич даже считает, что на первом этапе жизни ребенка, в самый главный период его психологического развития, семья и детский театр играют решающую роль в становлении личности, причем театр не менее важен в этом сочетании, поскольку без него развитие личности ребенка может получить патологическое направление.
  - Может быть, ваше утверждение чересчур полемично, если можно так сказать?
  - Я так не думаю. Воспитание в человеке доброты, совести, умения жалеть и сочувствовать, то есть воспитание на уровне чувства, должно начинаться очень рано, и здесь театр с его вечными темами незаменим. В последнее время есть ощущение некоторой девальвации, обесценивания этих вечных ценностей - доброты, любви в широком понимании этого слова, преданности, умения жертвовать чем-то ради другого
  Человека - именно в среде молодежи. Значит, упущено какое-то время в воспитании, необходимо осознать это, найти пути к исправлению, серьезной ошибки...
  - Значит, нужно вести речь о репертуаре, начиная с самых маленьких...
  Б.С.Карцев. Тюзовского зрителя принято делить на четыре группы: дошкольники, младшие школьники, средние и юношество. Что касается репертуара первых двух групп, он у нас уже несколько лет устойчив, стабилен, хорошо посещается. Чего стоит «бессмертный» «Зайка-зазнайка», поставленный Г.Кондрашовой! Он идет десять лет, выдержал 770 представлений, «ездит» на все гастроли. Охотно посещают младшие и средние школьники спектакли «Белоснежка и семь гномов», «Сыщик или никто», «Гамбит Бурлацкого». А спектакль «Золотой ключик, или приключения Буратино», поставленный В.Тихонравовым, нам напомнил позабытые уже времена, когда зал полон не «организованными», а самостоятельными, пришедшими в театр зрителями, а у подъезда спрашивают: «Нет ли лишнего билетика»...
  - Видимо, работает обаяние классики, само это веселое и любимое всеми имя - Буратино  вызывает  неудержимое желание пойти в театр не только у детей, но и у взрослых, всколыхнуть в душе детство?
  - Вполне возможно...
  - Это как раз вновь поднимет вопрос о месте классики в репертуаре. Странно, что к ней обращаются  довольно редко. Она всегда притягательна, на эти спектакли, как мне кажется, зритель должен ходить неизменно.
  Ю.Т.Шилов. Согласен с вами, и не только теоретически. Более дальняя перспектива нашего театра - работа над инсценировкой повестей Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». В каждом сезоне думаем ставить одну часть трилогии. Хотелось бы, чтобы эта работа стала программной для театра, нашей, как говорится, визитной карточкой. Помимо общей темы этих спектаклей - воспитания гражданской совести человека - в каждом спектакле мы ставим конкретные задачи. В «Детстве» - воспитание в человеке доброты, любви ко всему живому, преданности родителям, друзьям, чувства дружбы. В «Отрочестве» - более аналитический подход к жизни, когда к миру чувств, в котором живет ребенок, подключаются рассудок, анализ, оценка. И «Юность» - время действия, сознательного выбора цели человеком, ощущение себя гражданином...
  - Это прекрасная перспектива, но все-таки не сегодняшняя. На открывающийся сезон ситуация более менее ясная с репертуаром для младших школьников. В остальном же в последнее время в ТЮЗе, если я не ошибаюсь, ощущалось какое-то неблагополучие...
  Б.С.Карцев. Да, были нелегкие времена. Менялись главные режиссеры, с ними уходили артисты, значит, снимались с репертуара спектакли. Так, после ухода В.Богатырева был снят практически весь репертуар для юношества. Не выправил положения и Н.Курьяков - два его спектакля продержались один сезон. Сейчас, я считаю, положение меняется к лучшему. Финансовый план мы выполняем, плановых 400 спектаклей в год показываем. По экономическим показателям в Министерстве культуры РСФСР наш театр - один из лучших среди ТЮЗов республики. Правда, почти 40 процентов плана мы делаем на гастролях, немало спектаклей показываем в нашей области, так что хотелось бы большей любви к нам от юных туляков. Но и в этом смысле есть поворот к лучшему...
  - Очевидно, сказываются ваши старания налаживать связи е общественностью, найти новые формы привлечения зрителей?
  - Конечно. У нас установились хорошие отношения с Тульским гороно. С его помощью мы организованно приглашаем на спектакли поочередно все школы, устраиваем спектакли для учителей с последующим  обсуждением, планируем спектакли для родителей на особо острые темы. Один такой уже провели для школы № 10. К сожалению, не получается такой же дружбы с комсомолом. Горком ВЛКСМ, райкомы никак не откликаются на наши просьбы привлечь на просмотры и обсуждение спектаклей комсомольский актив вузов, техникумов, ПТУ. А разве нет для них ничего интересного, важного в нашем репертуаре?
  - Тогда вернемся к репертуару. Что же в новом сезоне увидят старшие школьники, студенты такого, что отвечало бы их сегодняшним заботам и проблемам?
  Ю.Т.Шилов. Я считаю важным и интересным наш еще новый, хотя мы и показали его в прошлом сезоне несколько раз, спектакль по пьесе Г.Щербаковой «Дверь в чужую жизнь», поставленный В.Тихонравовым. Спектакль о становлении юной души, остроконфликтный, заставляющий думать. О гражданском мужестве, высоком патриотизме говорит спектакль «Взлет» по пьесе А.Дударева, посвященный 40-летию Победы советского народа над фашизмом. В перспективе этого сезона спектакль «Новенький» по пьесе 3.Акопова. Я бы назвал его мужским вариантом фильма «Чучело». Другая работа на ту же тему - о современной молодежи, о компаниях, о «лидерстве» в них, о жестокости - по пьесе В.Якименко и И.Туманян «Подъезд». Это самые, я бы сказал, важные и ответственные сейчас темы - какие идеалы избирают юные, с кого делают жизнь. Начаты новые работы для более юных зрителей - по повести тульского автора А.Жукова «Мальчишки с оружейных улиц», по замечательной, любимой всеми повести П.Трэверс «Мери Попинс», по «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина... Еще небольшой «секрет для всех». С прошлого года в театре проводятся теперь «дни труппы», на которых актеры показывают свои самостоятельные работы. Идея оказалась плодотворной. В прошлом сезоне эти маленькие, но яркие работы, посвященные 40-летию Победы, театр показывал на концертах в разных коллективах. Сейчас группа артистов под руководством В.Шубникова подготовила комедию «Акселераты» по пьесе С.Ласкина, которую можно будет показывать на выездах в селах.
  Б.С.Карцев. Словом, мы встречаем новый сезон почти оптимистически...
  - Почему же «почти»?
  - Если бы не досадные «мелочи», из года в год приносящие нам большие огорчения...
  - Например?..
  - Например, масляная краска. Для поддержания театра в нормальном состоянии нам в год требуется 300 килограммов белил, а получаем мы 40-50 килограммов. На оформление  одного спектакля нам нужен кубометр фанеры, а мы получаем в год, на пять спектаклей, полкубометра. Поэтому там, где в пьесе написано «стена», зритель видит неопределенного цвета занавеску. То есть, если выражаться научно, эстетически декорации не соответствуют замыслу и духу времени. Хотелось бы также чтобы издательство «Коммунар» относилось к нам с большей любовью: у нас даже афиш хороших не бывает. Но конечно, главная наша беда квартиры. Их нет. А это вопрос  формирования труппы коллектива. Мы не можем пригласить нужного нам художника, бутафора актера - нет жилья... И в довершении всего кому-то понадобилось даже остановку трамвая «Театр юного зрителя» переименовать в «Улицу Коминтерна». Честное слово, обида за Тулу, когда в ленинградском метро слышишь: «Остановка  «Театр юных    зрителей»... Я директор  и вынужден говорить о «низкой прозе» жизни...
  - Но ведь из нее и рождается поэзия... Будем надеяться, что эти проблемы всё-таки будут решаться и не помешают новому сезону ТЮЗа стать  интересным, насыщенным, что спектакли его станут настоящими уроками жизни для юных туляков. Пусть вопрос: «Нет ли лишнего билетика?» слышится у этого подъезда все чаще!

Л.Носкова (Коммунар 13/10/1985)



^ Наверх