Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ВПОЛНЕ ХОРОШИЙ САМОЗВАНЕЦ



Фото ВПОЛНЕ ХОРОШИЙ САМОЗВАНЕЦО спектакле Тульского ТЮЗа «Свидание в предместье».

 

  ...Ситуация и обыденная, и неожиданная. Двое парней, провожая девушек, оказываются в отдаленном захолустном предместье. Тесно стоящие дома, некрашеные заборы, разделяющие людей, доски вместо тротуара на раскисающем от дождей проулке, одинокий фонарь. Время близко к полуночи, автобусы уже не ходят, и на улице холодно, неуютно. Что делать? Дрожать до утра, когда предместье вновь станет частью города, или придумать что-нибудь, чтобы провести эту ночь под чьей-то крышей, - все равно что, например, объявить себя сыном немолодого, издерганного человека?
  Таков зачин комедии А.Вампилова «Свидание в предместье». Анекдотичный случай, не правда ли? Повод для серии комических неожиданностей. Тут само собой напрашивается «комедия ошибок» и никак уж не серьезный разговор со зрителем о современном молодом человеке. И тем не менее именно такую задачу ставит перед собой драматург, а вслед за ним и театр, осуществляющий постановку его пьесы.
  Парадоксальный «случай с самозванцем» стал для режиссера спектакля Г.Кондрашовой ключом к открытию внутренней сущности героев. Такому открытию неожиданная, необычная ситуация очень способствовала. Все герои как бы проявляются перед зрителем, обнаруживают свою сущность. Встреча Сарафанова с «сыном», совершенно непредвиденная, сильным эхом отзывается в его прошлом, в том времени, когда он был воином, офицером и, конечно, не подвизался в вегетарианцах; там, в прошлом, обретает убедительную мотивировку и возвращается горячим чувством: да, этот студент, крепкий сдержанный парень - его сын, а как же иначе? Артист А.Катков (Сарафанов) играет этот скрытый в нем процесс узнавания и признания старшего сына искренне, пластично, характерно.
  Нечто похожее происходит и с Бусыгиным (В.Тихонравов). Тут и полузабытая детская тоска по отцу, преобразующаяся в близость к худому суетливому человеку, и понимание неблагополучия в семье Сарафановых, и стремление помочь. Бусыгин начинает жить в придуманной ситуации органично, именно как старший сын еще до того, как отпадает цель розыгрыша - кончается ночь. Здесь выявляются качества, заложенные в Бусыгине: искренность, способность болеть чужой болью, сознание ответственности за свои поступки. По внешним проявлениям схожий с Сильвой (В.Жаков), Бусыгин внутренне противопоставлен товарищу всем своим настроем. Сильве ничего не стоит, поиграв с людьми ради какой-то мелкой цели, взять и уйти, не думая о последствиях. Бусыгин так уйти не может.
  Кто же такой Сильва? Подлец? Отрицательный герой? Да нет, парень как парень. Находчивый, склонный к юмору даже в поступках, снисходительный к слабостям людским, ищущий развлечений. При определенной дозе духовности все названные качества могут сложиться в характер живой и цельный. Но в том-то и дело, что душа у Сильвы, мягко выражаясь, дремлет. При работе над этим образом велико искушение пойти по пути создания штампованно-отрицательного образа. Тульские тюзовцы преодолели это искушение. В ряду других персонажей Сильва оказывается важным переходным звеном от Бусыгина к Кудимову.
  Двое друзей попадают в семью Сарафановых в момент, когда все противоречия в ней достигли предела. Мучается двойственностью своего положения глава семьи - добрый, расслабленный неудачами человек. Способный музыкант, он потерял место в большом оркестре, играет на похоронах и танцах, а дома делает вид, что у него все благополучно, и первый страдает от собственной лжи. Сын его Васенька, безнадежно влюбленный в соседку, то готов петь от радости, то собирается уехать подальше от дома. Дочь Нина буквально накануне замужества. Сарафанову, таким образом, грозит полное одиночество. И тут обнаруживается, что у него есть еще сын - старший, рассудительный, надежный, чуткий. Сарафанов бросается к нему, мгновенно прикипает к нему сердцем. Даже узнав правду, он остается в убеждении, что это его сын.
  Бусыгин и Сильва, угодив в такое переплетение, по-разному на него воздействуют. Сильва походя осложняет было наладившийся мир интрижкой с возлюбленной Васеньки. Бусыгин, напротив, именно как старший сын распутывает узел, все приводит к той гармонии человеческих отношений, которой давно уже не было в семье Сарафановых, семье неплохой, но подорванной ложью и непониманием. Через Бусыгина семья как бы срастается вновь. Она выходит из испытаний не только очищенной от лжи, но и обогащенной.
  Остается сказать несколько слов об остальных участниках этой истории. Васеньку играет А.Исмангулов, играет несколько однотонно, но горячо. Этому порывистому, наивному подростку нельзя не сочувствовать всем сердцем. И все же артисту стоит поискать в драматургическом материале какие-то иные краски и оттенки для образа Васеньки. Запоминается дочь Сарафанова Нина (Н.Жакова). В этой девушке есть внутреннее обаяние и сердечность. Наиболее полно героиня Жаковой раскрывается в сценах со «старшим братом». Дуэт этот очень интересный и живой.
  Сарафанов, Бусыгин, Васенька, Нина образуют вместе единую группу героев спектакля, его нравственный полюс. На другом - Сильва, жених Нины Кудимов, уж такой правильный и казенный, что скулы ломит (его играет артист В.Агаян), и наконец Манарская (В.Богачева) - провинциальное издание «роковой женщины».
  Через эту галерею образов авторы спектакля попытались показать истинное и ложное в облике современной молодежи и ее пристрастиях, выявить то, чем же ценен человек. Вывод, к которому они ведут зрителя, очень важен. Он - в утверждении гуманистического начала в человеке.

А.Малышев ("Ленинец" г.Иваново 26/09/1975)



^ Наверх