Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ВСЛЕД ЗА МЕЧТОЙ



Фото ВСЛЕД ЗА МЕЧТОЙСпектаклем «Легендарная личность», поставленным по пьесе В.Левашова заслуженным работником культуры РСФСР режиссером Н.Л.Курьяковым, начал свои гастроли в нашем городе и области Тульский театр юного зрителя.

 

  Герои спектакля — члены молодежной бригады, строящей БАМ, а его жанровое определение — современная романтическая фантазия взрослых. Но не бывать бы никаким фантазиям, если бы не всполошившее всех событие — очерк в газете. Из него члены бригады узнали про себя такое, чего им и не приснилось бы. Якобы один из них ради того, чтобы поехать на БАМ, бросил институт, другой отдал незнакомой женщине, попавшей в беду, свою кровную тысячу рублей, третий, рискуя жизнью, в лютый мороз исправил электродвигатель и все вместе геройски преодолели наступавшую стихию...
  Оказалось, что приложил ко всему этому руку член бригады Валерий Шутов.
  У этого юноши богатое воображение, и он живет в мире своих фантазий. Артист Игорь Небольсин, играющий Шутова, стремится выразить его душевное состояние без внешних эффектов, как естественное свойство натуры. Его Шутов в сущности прост — взял, да и наговорил корреспонденту небылиц, приукрасил обыденность, выдавая желаемое за действительное. Но от этой простоты большие круги пошли, потому что столкнулись две противоположности — фантазия и действительность, мечты и реальность.
  Реальность... Она представлена полифонией голосов, звучащих в свободном эфире: кто-то, ругаясь в телефонную трубку, срочно требует материалы, кто-то радостно сообщает родным, что пущен первый поезд... Ее, реальность, видим мы в неустроенном строительном быте. Но прежде всего она — в людях, в ребятах, далеко не все из которых, говоря высоким слогом, приехали строить дорогу века по зову сердца. Слишком разны они в своих жизненных притязаниях, взглядах и оценках. Вот Стас, к примеру (арт. Петр Зырянов), сугубо городской парень, рано ставший скептиком. Не без причины, конечно... Или Григорий Ткач, человек с минимальным умом и туго набитыми карманами. Его внешняя колоритность лишь гиперболизирует внутреннюю мелкость, духовную безликость персонажа. Стараясь смягчить столь лобовую характеристику, актер Валерий Симоненко играет с юмором. Тем не менее его Ткач — фигура однозначная и в этой однозначности отталкивающая: он жаден и туп, а что может быть отвратительнее тупой жадности?
  Но спектакль оптимистичен, он вселяет надежду, что и с такими, как Ткач, могут совершаться чудеса, если в эти чудеса поверить.
  Логика каждого характера прослеживается в спектакле основательно. Здесь нельзя не учесть того, что почти на всем протяжении действия на сцене — весь актерский ансамбль. С одной стороны, это открывает возможность для импровизаций, с другой — усложняет индивидуальную работу актера. Ясно, как непросто совместить в массовой сцене несколько актерских «я». Участники спектакля, надо признать, добились в этом успеха. Они способны чувствовать друг друга, слышать каждого в разноголосице реплик, заставить своих героев жить на сцене сообразно их природе. Если, например, Колька Цыган (арт. Сергей Ковырьянов) по младости своих лет легкомыслен и беспечен, то он и подвижен как ртуть, и в любой момент готов над чем угодно похохотать в святой своей простоте.
  Единственный персонаж требовал от постановщика дополнительных технических средств — Валера Шутов. На это есть свои причины. Мир мечтаний Валеры Шутова занимает в действии особое место, тесня обыденность и намечая активную зону конфликта. Но как сыграть мечту, воображение? Чтобы помочь герою фантазировать, в ход было пущено все возможное — замедленная пластика движений, цвет, свет, звуковые эффекты. Но этого явно мало. Ведь фантазия—это взлет мысли, ее парение. Передашь ли такое перепадами света? Здесь, думается, необходимы еще соответствующий настрой зала, способность зрителя понять и принять эту игру воображения.
  Как видим, зрителям предлагалась задача определить не только «кто есть кто», какими чертами характера, какой душой наделен каждый из ребят, живущих перед ними на сцене, но и заглянуть немного вперед и поразмыслить: могут ли эти ребята быть и в жизни такими же красивыми в своих поступках, какими их изобразили в газете, или все это  не более чем выдумка Валеры Шутова?
  Спектакль решает эту задачу по-своему. Членам бригады захотелось проверить самих себя, своих товарищей, и тогда они подстроили так, что описанные в очерке ситуации возникли на самом деле. Вначале, как и мечталось Шутову, к поварихе Кате вернулся ее вконец спившийся муж и, покаявшись, пообещал начать новую жизнь. И разуверившаяся во всем Катя все-таки поверила ему. Затем последовало еще большее чудо. Ткач, этот накопитель и скряга, пожертвовал тысячу рублей женщине, у которой якобы сгорел дом. Только потом он узнает, что его разыграли, что перед ним заезжая актриса. Но взять деньги назад он уже не может — в душе его все перевернулось...
  Зачем был нужен этот розыгрыш? Ведь ребята в бригаде не из тех, кто любит просто позубоскалить ради общего веселья. Они по-настоящему привязаны друг к другу, и когда на самом деле приходит беда — ураган грозит разрушить мост, они все вместе бросаются к месту крушения.
  И тогда мы понимаем: все, что случилось, было им необходимо, чтобы обрести веру. Веру в мечту, в то, что представления о прекрасном могут стать реальностью. И молодые актеры из Тулы сумели донести эту мысль до сознания зрителей.

Г.Шаптала (Курская правда 19/09/1984)



^ Наверх