Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ЗА БАЛОВСТВОМ, СКАЗКОЙ. ИГРОЙ...



Фото ЗА БАЛОВСТВОМ, СКАЗКОЙ. ИГРОЙ...В эти майские дни в помещении Калужского обл-драмтеатра успешно работал Тульский областной театр юного зрителя.

 

  В один из дней мне удалось посмотреть два спектакля. Для маленьких зрителей шла сказка «Про Иванушку-дурачка» (сочинение М. Бартенева по мотивам сказок М. Горького). А вечером давали для подростков детективную историю А. Линдгрен «Сыщик или никто!»,
  Любопытно было сравнить зал, игру актеров, атмосферу спектаклей. Малыши, сопровождаемые воспитателями, в пространстве большого зала явно присмирели, но, как и всегда, реагировали на сюжет, подсказывали персонажам, горячо сопереживали.
  Актеры, играя сказку, где такие знакомые типажи, старались сделать их сценически выразительными — и в костюме, и в пластике, и в забавных играх, похожих на цирковые трюки.
  Два Разбойника — актеры И. Небольсин и С.Исмангулов — как Два клоуна в цирке, а их борьба за кафтан, шапку ли препирательства напоминают репризы на манеже или на эстраде. Детям это очень нравится. Игра подробна, последовательна и зачастую неожиданна.
  Но в мизансценах спектакля заложены и серьёзные идеи, и нашей жизни серьезный укор. Сцены Купца с Купчихой построены так, что просто до абсурда доведена ситуация, когда мужик командует, а баба работает: и землю роет, и тяжести таскает, и мужа обихаживает, укачивает как ребенка. Пара эта: артисты В.Шубников и Ж.Тихонравова в преувеличении сказочной формы и смысла дают точные и «злые» картинки уродливого социального быта купца-скряги, согнувшегося в три погибели под грузом страха за свой сундук с золотом. И бесполезность золота в сундуке, и обременительность его сохранения — не актуально ли? И красавица жена, превращенная в домашнюю тягловую силу из-за жадности супруга... А так красивые ее наряды, но пролёживают в нафталине...
  Любопытен образ Иванушки-дурачка. Артист С.Ковырьянов в этой роли показывает чистый наив человека из народа, еще не обремененного многозначимостью слов. Он искренне хочет верить словам и действовать точно в согласии с тем, что ему говорят. Но как идти, если «одна нога — тут, другая — там!»? Как не «спускать с двери глаз», если и пол надо мести, и баню топить? Один выход — взять ее с собой! И поёт обескураженный Иван: «Не понимаю, что такое: люди делают другое, а не то, что говорят!».
  Много в сказке смысловых перевертышей? «Ужас, что делается! Порядок полный». В сути характеров второстепенных персонажей — и искривленность морали, и лень, подозрительность, и прочее, прочее.
  Спектакль оформлен раздвигающимися и складывающимися ширмам и щитами (режиссер С.Резов, художник А.Тюпикин), и как в складных книжках картинках возникают те или иные сцены или персонажи. Налицо литературный лубок, а отсюда соответственная актерская игра. Тут и говорящие Медведи (артиста Ю.Ратников и В.Богачева), и колыбелька с медвежонком...
  Только вот финал, когда и Иванушка, и Медведь отказываются от сундучка с золотом и налицо прямое морализаторство, неожиданно скучен и явно назидателен. А жаль, спектакль в целом довольно тонкий. Хотя, видимо, частый прокат притупляет у актеров остроту творческого самочувствия, и точность выполнения задачи игнорируется. И, кажется, понарошку связывают Разбойники Иванушку и не очень-то голодна и сурова Медведица.
  Вечерний спектакль начинается с неуправляемой стихии зрительного зала, когда такое собранное вместе множество подростков явно развлекается, глядя на своих сверстников и сверстниц. А посмотреть есть на что: тут и прически, и вечерние наряды в согласии с модой...
  Но театр, не боясь открыть занавес перед этой галдящей публикой, начинает тоже с гама и шума. Тут и шпага, и погони, и бои... Стреляют, пыхая огнем, пистолеты... И зал сражен! Правда, со сцены тянет удушливым запахом, все дружно начинают кашлять, но и это «удовольствие» прекращается скоро, так как на сцене главные герои, а беседа их весьма интересна.
  Городской мальчишка Калле — С.Ковырьянов — и его подружка Ева Лотта — Е.Небольсина — под мечтательно лирическую музыку обсуждают предстоящие развлечения, стратегию своей  воины с «алыми розами» Сикстеном и Бьенкой, играют в цирк и эстраду. На сцене тумбы, лестница, бочки, что-то вроде машины, брошенные автопокрышки — словом, есть где полазить, попрыгать, победокурить.
  Спектакль режиссера заслуженного артиста РСФСР О.Афанасьева в сценографии художника Л.Столяровой весь пронизан активным движением, музыкальными ритмами, словесными поединками и шуточными потасовками между, «алыми и белыми розами», лирическими волнами влюбленности и дружбы героев. Два мальчишки и две девчонки оспаривают друг у друга право на знамя великого Мумрика, с изобретательностью прячут эту расписанную тряпицу, а другие тщательно ищут, «перерывая недра земли»...
  Но за этим баловством и приметами ребячества развивается и берет верх над, игрой тема призвания Калле: он видит себя, как сыщик или никто. И поступки, вылившиеся в небезопасную детективную историю, действительно приводят к раскрытию преступления; и мужественному самовыявлению героев.
  Актеры играют очень заразительно, с полной верой. За внешней буффонадой не теряется внутренняя  жизнь подростков. Хороши; задиристы Кале Евой и Сикстен (И.Небольсин) с Бьенкой (М.Фёдорова). Персонажи чисты и смелы.
  В.Шубников в роли Эйнара показывает маскировку преступника, у которого внешний комизм и подлая суть органично переплетены. Персонаж получился насквозь театральный, но он, немало говорит и о жизни. Еще один представит преступного мира - наглый Редич (Р.Кондаев), добродушный полисмен Бьерк (Ю.Ратников) завершают компанию действующих лиц.
  Спектакль яркий, эмоционально динамичный. Он покоряет молодостью персонажей и мастерством актеров.
  Театр оставляет приятное впечатление. А его программки несут информацию и о репертуаре театра, и об авторах, а кроме того снабжены страничкой с вопросами к зрителю о спектакле и о нем самом, зрителе. И я отвечаю на вашу анкету, театр, этим своим высказыванием.
До новых встреч в Калуге!

Т.Соловьева, театровед ("Знамя", Калуга 27/05/1990)



^ Наверх