Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ЖИВУТ ОНИ РЯДОМ С НАМИ



Фото ЖИВУТ ОНИ РЯДОМ С НАМИТеатр юного зрителя — на ремонте. Работать, когда вплотную к сцене подступают строительные леса, очень нелегко. Но творческий коллектив театра все-таки работает, ищет и, как показала недавняя премьера, находит «свои» спектакли. Наш рассказ о новой постановке ТЮЗа, спектакле по пьесе Александра Жукова «Мальчишки с оружейных улиц».

 

  Среди старожилов Тулы уже немного осталось тех, кому доводилось держать в руках эту удивительную газету  - «Детский пролеткульт». Орган Тульской детской коммунистической партии. (Все сотрудники — исключительно дети).
  Самая настоящая газета — с передовицей, заметками и даже стихами: «Красная Армия - гордость народа Защитница нас, пролетарских детей. Ей многим обязана наша свобода, Свобода от гнета, оков и цепей».
  Подпись: С.Хайбулин, 15 лет.
  Адрес редакции и конторы: Тула, улица Бундуринская, 4-а.
 

  Перед нами - точная копия извлеченного из архива 2-го номера «Детского пролеткульта» от 21 ноября 1919 года. Так оформлена программа нового спектакля Тульского театра юного зрителя.
  Премьера Александр Жуков
  «Мальчишки с оружейных улиц» Революционный    детектив в постановке режиссера Владимира Тихонравова. Художник  -  Ольга Уварова, композитор - заслуженный работник   культуры  РСФСР Г. Гиндес.
  ...Наконец-то после долгой, сложной, кропотливой работы, споров и творческих поисков поднялся занавес над панорамой Тулы 19-го года. Теперь, когда черновая работа позади, тюзовцы вспоминают, как, прочитав пьесу по повести А. Жукова, зажглись идеей непременно это воплотить, как искали образ спектакля, спорили, вместе с приехавшей из Москвы художницей О.Уваровой обходили старые уголки Тулы — Заречье, улицу Каминского, кремль, как подолгу стояли перед особняком на ул. Бундурина с мемориальной доской на стене: «В этом доме в январе 1919 года возникла первая в нашей стране детская коммунистическая организация...»
  - У всех нас прошлой зимой, в разгар работы над спектаклем, было какое-то особое состояние творческого подъема. До чего же это интересно - открывать для себя в каждом уголке родного города что-то новое, видеть знакомые улицы как бы в другом временном срезе. Хотелось со всеми делиться своими открытиями, ощущением живого биения истории, — рассказывает В. Тихонравов. - Как-то решился я на эксперимент: проходя по улице Бундурина, спрашивал у прохожих: «Где здесь дом, который в 19-м году принадлежал детской коммунистической организации?» В ответ — лишь недоуменное пожимание плечами. И еще сильнее стало желание рассказать, напомнить землякам о тех удивительных событиях...
  Когда образ будущего спектакля начал определяться, решили: нужна кинохроника. Многое нашли в киноархиве, а кое-что пришлось снимать самим. Смотришь кадры, запечатлевшие дух того времени, и с трудом отличаешь подлинные от только что снятых: П.Мандрусову, работавшему над фильмом, отлично удалась стилизация. А снимались в «массовках» мальчишки с сегодняшних оружейных улиц — учащиеся СГПТУ № 4 при ТОЗе. Не случайно выбор пал именно на них - будущих оружейников.
  Теперь ребята взахлеб рассказывают о съемках, о том, как привезли их на театральном автобусе — загримированных, в костюмах - к особняку на улице Бундурина. Мороз стоял лютый — точно такой, как в январе 19-го года, будто сама природа решила поучаствовать в создании спектакля. Время Для работников санатория, который сейчас расположен в историческом доме,— далеко не самое подходящее — тихий час, но по такому поводу решили нарушить режим. Весь персонал высыпал во двор, и маленьким пациентам, конечно же, не до сна было, во всех окнах - любопытные, восторженные детские физиономии.
  Снимали митинг. Ох, и намерзлись в тот день! Хлопали в закоченевшие ладони, в пляс пускались, чтобы отогреться, — и как-то сама собой возникла нужная атмосфера, будто сомкнулись на миг две эпохи.
  Но ничто, пожалуй, не заменит живого, искреннего рассказа свидетеля, участника событий тех далеких героических лет. Еще до начала репетиций пришла в ТЮЗ Е.М.Дагаева. Почетная пионерка города, она была среди самых первых членов Деткомпарта. Она рассказала, как собрал Г.Н.Каминский вместе с молодым красноармейцем Мишей Лебедевым городскую детвору - бедноту, беспризорников — и объявил им о решении создать коммунистическую детскую организацию, которая будет выпускать свою — настоящую — газету...
  Каждый день работы над спектаклем делал все более понятным и волнующим то легендарное время.
  Все, к кому тюзовцы обращались за помощью — сотрудники краеведческого музея, библиотеки им. Ленина, Дворца пионеров, киноархива, - с готовностью откликались, находили нужные материалы. Видя увлеченность создателей спектакля, невозможно было остаться безучастным, равнодушным. Автор пьесы и режиссер-постановщик, предельно требовательные к себе, год работали над текстом инсценировки, отвергая один вариант за другим, пока не был найден единственный.
  - Я стремился полностью, следовать авторскому замыслу. Когда режиссеру и драматургу удается достичь такого  творческого  контакта  и взаимопонимания — это большая удача, тогда работаешь без устали! — говорит В.Тихонравов.
  И вот спектакль представлен на зрительский суд. Рядом с членами городской репертуарной комиссии - самые главные, искренние и непосредственные ценители — дети, шести - и семиклассники. Именно за их реакцией напряженно следят автор и режиссер:  поймут ли,  будет ли  интересно? Гаснет свет в зале, на сцене панорама Тулы: кремль и разбегающиеся от него знакомые улицы с непривычными вывесками магазинов. Бегут кадры кинохроники, стремительно разворачиваются события.
  Детектив? Пожалуй. В то время, о котором идет речь, события нередко носили детективный характер. На молодую Республику Советов обрушилась кровопролитная гражданская война. В стране бесчинствовали белогвардейские банды, к Туле со стороны Курска двигался генерал Деникин. Обстановка в городе сложилась чрезвычайная. По всем законам детектива строится сюжет — острый, захватывающий: бывшие беспризорники, ныне члены Деткомпарта, выслеживают контрреволюционеров, которые с помощью сынков бывших купцов и заводчиков похищают со склада партию оружия. И все же на первом месте здесь — не интрига, а характеры героев, нравственные проблемы, социальная ситуация.
  Интересно интерпретирован образ Каминского. Никакого стремления к внешнему, портретному сходству. Каминский (Г.Щекочихин) являет собой тип  руководителя  ленинской  школы: время он в гуще ребят, живет их  интересами. Твёрд решителен — и в то же время  чуток, эмоционален.
  Борис Погадаев (И.Небольсин), который немногим старше своих воспитанников, отлично понимает ребят, знает их психологию и, не боясь риска, отдает в их руки всю инициативу самых сложных, критических ситуациях. И результаты подтверждают его правоту. Решения здесь принимаю мгновенно и точно, без заседаний и протоколов, без бутафорской  мишуры и барабанной дроби.
  Мальчишкам — бесстрашным, отчаянным — безоговорочно веришь. Удивительно искренне живут на сцене актёры С.Ковырьянов (Колька), И.Линев (Женька), П.Зырянов (Гришка), С.Исмангулов (Митька) и другие. Сам литературный материал диктует разнообразие сценических приемов при полном соблюдении стилевого единства. Интересно, что юные зрители чувствуют себя участниками происходящего, не только потому, что актёры порой сходят со сцены играют в зале, нет, эмоциональный контакт с аудиторией рождается из самого тона спектакля, герои которые живут как бы в двух исторических измерениях. Найден необычный способ их существования на сцене: с одно стороны - это, несомненно, подростки 19 года, с другой — узнаваемые, близки понятные сверстники наших пионеров. Спектакль, построенный на историческом материале, звучит современно.
  Итак, премьера. Думается, что серьезный разговор о спектакле — впереди, неизбежны и споры. Но главное - живут теперь рядом с нами мальчишки с оружейных улиц!

М.Исаева (Молодой коммунар 18/11/1986)



^ Наверх